logo search
EKZAMYeN_-_Lapotko

13. Понятие «топос» в классической и современной риторике.

В аргументе выделяют три смысловые части: топос, схема и редукция. Топос — общая идея, к к-й приводится положение и на основе к-Й строится аргумент. Содержание этого термина в разные периоды развития Р и у разных авторов были неодинаковыми. В «Р» Аристотеля термин «топос обозначает общее «для рассуждений о справедливости, о явлениях природы и многих др., таков, например, топ большего и меньшего». Общее, во-первых, - так называемые категории Аристителя: субстанция и то, что присуще всякой субстанции - время, место, обстоятельства, количество, качество, отношение, действие - и, во-вторых, «утверждения с общим значением» -изречения мудрецов и пословичный фонд народа. В наст.вр.одни ученые отказ-ся от эт.термина, др.прочитывают его с совр.т.зр. А.К.Михальская рассм-ет топосы как смысловые модели, по к-м строятся мысли о предмете речи. Она выделяет 10 таких моделей (род-вид; определение; целое-части; свойства; сопоставление; причина и следствие; обстоятельства; пример; свидетельства; имя). Рождественский отмечает, что общие места возникают вследствие диалогов как знания их участников. Система общих мест постоянно развивается и составляет умственное и духовное достояние общества. С т.зр.к-ры система общих мест содержит три смысловые области: гносеологическую (складывается в фольклоре — род/вид; целое/части),моральную (фольклорный слой—практическая мораль, к-я направлена на достижение мат-то блага для себя и свое го рода; слой духовной морали, данный в текстах Священного Писания; слой професморали - соблюдение договоров, неприкосновенность собственности), познавательно-позитивную (совокупность знаний, добытых ч-ком в процессе познания мира).Рождественский предлагает разграничивать общие места (есть имена и под ними следует понимать высшие уровни тезауруса лексических значений)и топосы (низшие уровни). Волков определяет топос как общую идею, к к-й приводится положение и на к-й строится аргумент. Он подразделяет топосы на общие (идея, правило или положение, к-е принимаются в аргументации и не нуждаются в обсуждении) и частные (идея или правило, к-е признаются не обязательно, не всеми и не всегда) и внешние (две соотнесенные категории, к-е м.образовывать суждение — знание/мнение, истина/справедливость; они сложились в к-ре как смысловое единство) и внутренние (отношения, посредством к-х связываются части внешних топосов: закон — вид правовой нормы). Например, «демократическая» система топосов: «я» каждого отдельного индивида, физиологические потребности, материальные практические потребности, развлекательно-рекреативные потребности, права ч-ка, физическая картина мира, организация общества, моральные нормы, состав к-ры.