logo search
введение в языкознание Серебренников

Групповые, или корпоративные, жаргоны

Групповые, или корпоративные, жаргоны обычно возникают в группах людей, тесно между собою чем-нибудь связанных. Формы связи могут быть самыми различными. Важно, чтобы эта связь каким-то образом объединяла людей, например, служба в армии, обучение в институте или школе, занятие туризмом, спортом, коллекционированием и т. п. Даже отъезд людей для работы на Крайний Север порождает особые жаргонные слова, например, моржовые иликомариные — названия надбавки к зарплате в зоне Крайнего Севера[5] . Длительное пребывание людей на фронте во время Отечественной войны вызвало появление специфических жаргонных слов, например,сабантуй 'сильный артиллерийский обстрел',рама 'немецкий разведывательный самолет' и т. д. Жаргон возникает в среде людей, предающихся различным порокам, например, картежной игре, пьянству и т. п.

В лексике групповых, или корпоративных, жаргонов, конечно, есть элементы профессионализма. Ср. такие выражения солдатского жаргона, как сидеть на губе, т. е. 'быть на гауптвахте',лимонка — название особого вида гранаты; в жаргоне следователей существует глаголрасколоться, например:Подождем, пока он не расколется [63, 53], т. е. 'не выдаст своей тайны', среди аспирантов употребителен глаголостепениться, членам ученых советов хорошо известно выражениебросить черный шар, т. е. 'забаллотировать', школьники часто употребляют выражениеполучить кол, т. е. 'единицу' и т. д. Однако основная особенность групповых, корпоративных жаргонов заключается не в этом.

Здесь, как правильно замечает В. Стратен, сказывается не столько деловая потребность, сколько стремление к экспрессии и игра словами [63, 53].

«Специфическим отличием арго от других видов жаргона,— писал В. М. Жирмунский, — является его профессиональная функция: в то время как...корпоративные жаргоны являются своего рода общественной забавой, языковой игрой, подчиненной принципам эмоциональной экспрессивности, арго, которым пользуются нищие, воры, бродячие торговцы и ремесленники, служит орудием их профессиональной деятельности, самозащиты и борьбы против остального общества» [32, 119].

Существует довольно много различных групповых жаргонов, всех их охарактеризовать нет никакой возможности. В качестве наиболее типичного образца можно рассмотреть студенческий жаргон, или, как его иногда называют, студенческий слэнг.

Л. И. Скворцов, изучавший студенческий слэнг в наших вузах, различает в нем две основные категории слов — производ<482>ственное ядро и бытовой словарь [59, 50]. В производственное ядро студенческой речи входят такие слова и выражения, как фак 'факультет',стёпа, степуха, стипеша 'стипендия',идти на шпорах 'отвечать по шпаргалкам ',по диагонали илинаискосок 'о торопливом, поверхностном чтении учебного материала',кол 'единица',историчка 'учительница истории',немка 'учительница немецкого язка',удочка 'удовлетворительно',заход 'попытка сдать экзамен',долбач 'студент-зубрила',античка 'античная литература',шеф 'руководитель дипломной или курсовой работы',столкнуть, спихнуть 'сдать экзамен или зачет'ядро 'ядерная физика',общак 'общежитие ',индус 'студент индустриального института или техникума',шпаргалет 'шпаргалка' и т. д. [59, 50].

Нетрудно заметить, что подобного рода профессиональная или производственная лексика довольно резко отличается от обычной профессиональной лексики или терминологии. Профессиональная лексика обычно вызывается необходимостью назвать какой-нибудь предмет или явление, с которым производственник сталкивается в своей деятельности. Чаще всего это какой-нибудь особый предмет, мало известный или совершенно неизвестный в кругу других людей. Слово студенческого слэнга не вызывается какой-либо особой необходимостью. Нет никакого смысла создавать особое название для студента индустриального института или техникума. Когда же появилось особое название индус, то основным стимулом его создания явилось стремление создать что-то более выразительное, яркое, озорное, более обращающее на себя внимание.

В общебытовой словарь входят слова, не связанные непосредственно с учебным процессом. Основу его составляют экспрессивные элементы разговорно-обиходной лексики, ср., например, рубать, хавать, хряпать, штефкать 'есть, закусывать',рубон 'еда , обед и т. п.',махнуться 'обменяться чем-нибудь',притырить 'спрятать',петрить, тямкать, тямить 'понимать что-нибудь, разбираться в чем-нибудь',накрыться 'исчезнуть, пропасть ', а также 'не состояться' — о замыслах, планах и т. п.,корочки, колеса 'ботинки',филонить 'бездельничать',увести 'взять, присвоить или украсть',купить, прикупить 'подшутить над кем-нибудь',пылить 'ныть' или 'болтать впустую',подкинуть 'дать или одолжить кому-нибудь денег',стрельнуть 'взять в долг небольшую сумму денег', 'попросить папиросу или сигарету ',загорать, опухать 'бездельничать, лодырничать ',запрессовать 'окончательно договориться о чем-нибудь, уладить какое-нибудь дело' и т. п. [59, 51].

Предметно-понятийное содержание студенческого жаргона очень многообразно. Наиболее легко в нем выделяются два слоя — спортивная лексика и лабушско-стиляжья лексика (от лабух 'музыкант').<483>

Спортивная лексика включает слова и выражения, связанные с областью спорта, например: подковать 'подбить в игре', 'нанести травму',поливать 'бить мячом по воротам, бросать мяч в корзину',банка, плюха, штука 'гол, очко' и т. д.

Лабушско-стиляжья лексика имеет в общебытовом студенческом словаре довольно ярко выраженную социальную специфику. Это в большинстве случаев слова, заимствованные из жаргона стиляг, например, берлять 'есть, питаться',хилять 'идти',выхил 'выходка',башли, бабки, шайбочки, финаги 'деньги',чувак 'парень',чува, чувиха, кадришка 'девушка',топталовка илиБродвей 'главная улица', 'место встреч и прогулок',кирять 'пить, выпивать',кирной, бухой 'пьяный',керосин, мур, гоп 'вечеринка, выпивка',предки 'родители',хива, шобла, кодла, хевра, хавира, шарага 'группа «своих»',хата 'квартира',рок 'рок-н-ролл' и т. д. [59, 51—52].

По своим особенностям стиляжий жаргон близок к воровскому, поскольку он объединяет лексику, связанную с определенными сферами быта, к тому же специально окрашенную.

В общебытовую лексику студенческого слэнга входит также экспрессивная и оценочная лексика, например: шедеврально, потрясно, клево, колоссально и т. п. (при положительной оценке чего-либо),сапог, охламон, прохиндей (пренебрежительно о человеке),молоток (положительно о человеке),леди, детка, цыпа, мордочка (положительно о девушке),старик, мужик (о мужчине). Существует экспрессивная или просто излюбленная фразеология:дать по мозгам 'удивить, ошарашить',до лампочки 'мало дела до чего-либо', 'ни к чему',как штык 'обязательно', 'точно' и т. п. [59, 53].