logo search
Все ответы по языкозу

18. Понятие чередований.Типы чередований.

Чередования=альтернация

Учавствующие в чередованиях «звуковые величины»(фонемы,варианты 1 фонемы,сочетания фонем)-АЛЬТЕРНАНТЫ.

~-это знак фонетически обусловленного аллофонемного чередования(d~d огубленное) труба-трубу

Неогубл-огубл-варианты одной фонемы.

Чередования-фонетические,исторические(∞-знак для обозначения фонетических чередований)

Альтернанты учавствующие в историческом чередовании и естественно представляют собой разные фонемы.(погоДа-погоЖий)

!pagoda-pagotka-чередование обусловлено нейтрализацией фонемного противопоставления за:глух

Но здесь фонетически обусловлен только тот,которые стоит в слабой позиции.

А погода с «д» мы говорим по традиции(так как есть охота,пехотп)

С точки зрения Трубецкого - здесь чередование фонемы с архифонемой(это следовало бы из его учений, хотя сам он такого не формулировал). С точки зрения МСК школы - здесь всего лишь «модификация фонемы»(в погода и погодка одна фонема d,только ее основной вид заменен позиционным вариантом. Щерба: это чередование фонем, но особое - ЖИВОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ ФОНЕМ.

19. Слог как минимальная произносительная единица. Эл-ты его структуры. Типы слогов. Разные типы слогов в разных языках.

Слог – минимальная произносительная (артикуляционная) единица речи. Членение реч потока на слоги наблюдается во всех языках мира. Состоит: из одного звука или из нескольких, соседствующих в речевой цепи и объединенных определенным образом в некое нечленимое (с произносительной т.з.) целое.

Вершина слога (ядро): гласный звук. На периферии располагаются согласные. Достаточно часто слог состоит из одного гласного (нулевая периферия). Возможны слоги, не содержащие гласного звука (в РЯ такое постоянно встречается в беглом разговорном стиле произношения: п’о-ло-чка – п’о-Л-чка). В таких слогах ядро образуют слогообразующие или слоговые сонанты. Реже – слоговые шумные (напр «с» в рус междометии «тсс!»). В некоторых языках слогообразующие сонанты – норм явление (чешский, сербохорватский). В некотор др языках встречаются слоги из нескольких гласных (2-немец, 3 – вьетнам.). Тогда один гласный образует ядро, а остальные – периферию. Периферийные гласные называются неслоговыми.

Слог несет очень важную функцию, связанную с организацией звуковой материи языка.

Сонорная теория слова: в слоге звук относительно большей сонорности составляет ядро, я звуки меньшей сонорности – периферию. Теория широко распространена, но не решает проблему места слогораздела, не может объяснить случаев, когда слог один, а «пика звучности» два – на гласном и начальном сонанте (мхи, Мга, лжет).

Теория мускульного напряжения (наиболее полно разработана Щербой): слог рассматривается как отрезок звучания, произносимый одним импульсом мускульного напряжения произносительного аппарата. Именно единством импульса и объясняется неделимость слога с произносительной т.з..

В языках типа русского, англ, франц границы в слове: 1) не связаны с его смысловым членением на морфемы, 2) являются подвижными при образовании грамматических форм (ДОМ – ДО-Ма).

Есть языки, в которых слог является устойчивым звуковым образованием, не изменяющим в потоке речи ни состава, ни границ (китайский, бирманский, вьетнамский и др). Такие языки называют СЛОГОВЫМИ, или языками слогового строя. В слоговых языках мин фонологической единицей является не фонема, а слог (силлабема), или (если учитывать возможность чередований в рамках слога) его компоненты: инициаль (начальный согласный слога) и финаль (вся остальная часть слога как единое целое).

Открытый слог – заканчивается слогообразующим звуком (отсутствует «задняя периферия»). Закрытый слог – заканчивается неслогообразующим звуком.

Некоторые языки широко используют закрытые слоги (англ, нем, франц и др), а в других возможны только открытые слоги. В современных славянских языках, в т.ч. русский, открытые слоги используются чаще, чем закрытые: интервокальные группы согласных обычно отходят к след слогу (и-зба, а-ктер).

Для некоторых языков существенно различение долгих и кратких слогов.

Долгие – содержат либо долгий гласный, либо краткий гласный перед группой согл. Краткие – содержат краткий гласный не перд группой согл.

С понятием слога тесно связаны дифтонг и трифтонг (а вместе – полифтонги). Это сочетание двух (трех) гласных, произносимых как один слог. Обычно только один гласный составляет вершину слога. В зависимости от места вершины различают восходящие, нисходящие и восходяще-нисходящие полифтонги. Реже встречаются «равновесные» дифтонги, в которых вершина распределена равномерно между гласными.

От дифтонгов нужно отличать дифтонгоиды – гласные с неоднородным звучанием, начинающиеся или заканчивающиеся кратким призвуком другого гласного, обычно близкого по артикуляции.

Звуковые изменения, которые могут вызываться особенностями слоговой структуры: паразитические (неорганические) гласные и согласные. Если они возникают в самом слове, то называются эпентезой, а если на начальной границе слова – протеза.

Эпентетические согласные возникают при устранении зияния (стыка двух гласных, принадлежащих к разным слогам). На границе слога общее мускульное напряжение является минимальным (типично для согласных). В связи с этим, если в районе слоговой границы нет согласного, там возникает нехватка привычного элемента, переходного к следующему слогу, и появляется тенденция устранить эту нехватку вставкой щелевого согласного с несильным трением ([j], [w], [v], [h], [ɣ]).

Протетические согласные появляются на границе слова в порядке устранения случаев зияния, возникающих в потоке речи (он, она в русс – ён, яна в белорус, отец-вотчина, осьминог – восемь).

Другие способы ликвидации зияния: стяжение двух соседних гласных в один долгий гласный или дифтонг (тем самым двух слогов – в один): напр быват – бывает, и элизия – «выталкивание» одного из двух гласных, вступающих в непосредственное соседство: напр во франц l’ и n’ вместо le, la, ne.

Паразитические гласные появляются там, где возникает потребность разбить на два слога неудобопроизносимую в рамках одного слова группу согласных. Эпентеза и протеза гласных чаще встречаются в слогах, где есть сонант, отделенный от вершины слога шумным согласным (ветр – ветер, в укр: iржати – ржать). В некотор языках эпентеза и протеза проводятся не только в соседстве с сонантами (сербохорв акат – акт).

Неудобопроизносимые в рамках одного слога согласные могут устраняться более простым путем – сокращением группы, и устранением сонанта, на базе которого мог бы развиться новый слог (рубль – рупь, жисть – жизнь).

20. Просодические явления.

Супрасегментные (суперсегментные) особенности наслаиваются на линейную цепочку сегментных единиц (порядок фонем, слогов), т.е. реализуются всегда одновременно с теми или иными сегментными единицами. Супрасегментные особенности звуковой материи языка – просодические явления – включают: мелодику (движение высоты основного тона голоса); изменения интенсивности звучания и темпа произнесения тех или иных отрезков; использование и характер пауз; некоторые тембровые характеристики.

Просодические явления наблюдаются в слоге – т.н. слоговой акцент в ряде языков, в слове – словесное ударение, в рамках единиц связной речи – фразовая интонация (включает разные виды фразового ударения).

Раздел науки о яз-е, изучающий словесное ударение и слоговой акцент – акцентология, раздел, изучающий фразовую интонацию – просодикой, или интонологией.

А) Словесное ударение

Словесное ударение заключается в том, что в слове (или группе слов из знаменательного и служебных) с помощью тех или иных звуковых средств, подчеркивается один определенный слог, а иногда и другие слоги, но в меньшей мере. Слоги, несущие ударение – ударные. Остальные – безударные.

Способы звукового выделения:

- динамическое, или силовое (ударный слог произносится с большей интенсивностью)

- количественное, или квантативное (удлинение слога)

- музыкальное, или тоническое (выделяется повышением или понижением тона)

- качественное (особое качетсво звуков, составляющих ударный слог).

Способы звукового выделения выступают чаще всего в сочетаниях друг с другом.

Функции ударения:

  1. Словоформирующая (ударение и в односложном и в многосложном слове выступает как признак слова, показатель его «отдельности», некоторой самостоятельности в ряду соседних слов). Частный случай этой функции – «вершинообразующая» (Трубецкой): ударный слог составляет вершину слова, а безударные слоги примыкают к этой вершине.

  2. Дистинктивная (слово- и форморазличительная) – для языков со свободным ударением, в случаях, когда два разных слова или его формы, обладая одинаковым фонемным составом, различаются лишь местом ударения.

  3. Словоразграничивающая (делимативная или ф-ция «пограничного сигнала») – для языков с фиксированным ударением, когда место ударения определяется по отношению к границе слова (начальной или конечной) и служит показателем близости границы.

Иногда в одном слове имеется более одного ударения. Обычно в этих случаях ударения неравноправны. Есть главное ударение, которое противостоит второстепенным, более слабым. Т.о. единство акцентного слова, создаваемое главным ударением, не нарушается; с помощью второстепенного ударения создается некоторое расчленение внутри единого смыслового и фонетического целого. В русском второстепенное ударение возникает только в более длинных сложных словах. В германских языках второстепенные ударения в опр случаях строго обязательны и встречаются очень часто.

Словесное ударение может быть свободным или связанным.

Свободное – ударение в тех языках, в которых оно может стоят на любых (начальных, серединных, конечных) слогах акцентного слова. В каждом слове и в каждой грамматической форме такого языка место ударения обычно закреплено строго, так что колебания (твОрог-творОг) встречаются лишь в отдельных случаях.

Свободное ударение может быть подвижным (бородА-бородЫ-бородЕ-бОроду-борОдка) и неподвижным (горОх-горОха-горОху-огорОшить-горОховый) в образовании форм слова.

В языках со свободным ударением место ударения в словоформе зависит от ее морфемного состава.

Связанное (фиксированное) – ударение в тех языках, в которых оно всегда/почти всегда падает на один опредленный по порядку слог слова 9только на начальный, только на конечный, только на предпоследний и т.д.)

Место ударения не зависит от морфемного состава слова, а определяется по отношению к границе слова, и служит показателем близости этой границы.

Несмотря на широчайшее распространение ударения, в некоторых языках его вообще нет (палеоазиатские, некоторые тунгусо-манчжурские).

Б) Слоговой акцент (или слоговой тон, интонация слога)

Имеет место там, где на протяжении отдельного слого происходят различные регулярные изменения высоты основного тона голоса или же интенсивности звучания, которые могут, противопоставляясь друг другу, выполнять различительную ф-цию.

В китайском литературном языке в знаменательных словах 4 слоговых тона: 1) ровный, 2) восходящий, 3) нисходяще-восходящий, 4) нисходящий. Во вьетнамском – 6 тонов (+ постепенно-нисходящий и резко-нисходящий).

Тональные (политонические) языки – те, которые имеют слоговой акцент. Монотонические – которые не имеют противопоставленных друг другу типов движения тона в рамках слога.

К политоническим относятся прежде всего языки слогового строя (языки, в которых слог является устойчивым звуковым образованием, не изменяющим в потоке речи ни состава, ни границ), но также и в ряде других. Напр в шведском есть акУтовый акцент, характеризующийся ровным движением высоты тона в ударном слоге (либо повышением, либо понижением), и грАвисный, при котором тон в пределах ударного слога повышается и снова падает, и снова немного повышается в заударном слоге.

В) Фразовая интонация

Охватывает все просодические явления, наблюдаемые в рамках синтаксических единиц – словосочетания и предложения.

Важнейший компонент – мелодика - движение основного тона голоса (повышение и понижение), создающее тональный контур высказывания и его частей и т.о. связывающее и членящее нашу речь. Значительное понижение тона указывает на завершенность сообщения, а повышение говорит о незаконченности мысли.

Мелодика и интенсивность используются для подчеркивания каких-то частей высказывания.

В понятие интонации входит фразовое ударения. Его нейтральная разновидность – синтагматическое ударение (Щерба) – средство фонетической организации синтагм. Синтагмасравнительно небольшая группа слов, объединенных соседством в речевой цепи и тесной смысловой связью. В РЯ синтагматическое ударение состоит в том, что последнее слово синтагмы (только не служебное) подчеркивается больше, чем другие. Синтагматическое ударение может рассматриваться как установление некоторой градации между словесными ударениями.

Логическое ударение наблюдается в тех случаях, когда содержание речи требует особого выделения каких-то частей высказывания. Часто рассматривается как отступление от привычных норм синтагматического ударения. Логическое у. способно даже нарушить нормы словесного ударения («дО еды или пОсле еды?»)

Третий компонент интонации – темп речи, ее замедление и ускорение.

Замедлением выделяются более важные слова в высказывании (разновидность логического у.) или слова, наиболее значимые эмоционально (эмфатическое ударение). С убыстрением темпа обычно произносятся менее важные части высказывания.

Важные компоненты интонации – паузирование – расстановка пауз и их градация по степени длительности, и те тембровые особенности, которые связаны с выражением общей эмоциональной настроенности речи.

Все компоненты интонации используются в тесном переплетении друг с другом.

Синтаксические ф-ции интонации:

  1. Интонация вопросительных предложений. Характеризуется особо высоким произношениям того слова, к которому преимущественно относится вопрос. Если это слово находится в середине или начале вопр предложения, то за резким повышением тона на его ударном слоге неизменно следует понижение. Если это слово – последнее, то все предложение заканчивается повышением тона. В специально-вопросительном предложении (которое содержит вопросительное слово) мелодический рисунок оказывается сходным с рисунком повествовательных предложений. И там, гед вопросительность передается инвертированным порядком слов, вопросительная интонация не является обязательной.

  2. Интонация перечислительных конструкций характеризуется однородными движениями тона на каждом члене перечисл ряда и паузами, отделяющими члены ряда друг от друга.

  3. Интонационное примыкание создается паузой между поставленными рядом слов, заставляющей слушателя воспринимать их как не связанные между собой и относить одно из них по смыслу к слову, более отдаленному в тексте.

21. Словесное ударение. Различные способы выделения подударного слога в разных языках. Место словесного ударения в словоформе. Проклитики и энклитики.

Словесное ударение заключается в том, что в слове (или группе слов из знаменательного и служебных) с помощью тех или иных звуковых средств, подчеркивается один определенный слог, а иногда и другие слоги, но в меньшей мере. Слоги, несущие ударение – ударные. Остальные – безударные.

Способы звукового выделения:

- динамическое, или силовое (ударный слог произносится с большей интенсивностью)

- количественное, или квантативное (удлинение слога)

- музыкальное, или тоническое (выделяется повышением или понижением тона)

- качественное (особое качетсво звуков, составляющих ударный слог).

Способы звукового выделения выступают чаще всего в сочетаниях друг с другом.

Функции ударения:

  1. Словоформирующая (ударение и в односложном и в многосложном слове выступает как признак слова, показатель его «отдельности», некоторой самостоятельности в ряду соседних слов). Частный случай этой функции – «вершинообразующая» (Трубецкой): ударный слог составляет вершину слова, а безударные слоги примыкают к этой вершине.

  2. Дистинктивная (слово- и форморазличительная) – для языков со свободным ударением, в случаях, когда два разных слова или его формы, обладая одинаковым фонемным составом, различаются лишь местом ударения.

  3. Словоразграничивающая (делимативная или ф-ция «пограничного сигнала») – для языков с фиксированным ударением, когда место ударения определяется по отношению к границе слова (начальной или конечной) и служит показателем близости границы.

В РЯ ударение в большей степени является количественным, но еще и динамическим. Важную роль играет и качественный момент – тембровая окраска ударенного гласного.

Между ударными и безударными слогами одного и того же слова наблюдается отношение контрастирования. Но словесное ударение выражает и односложные слова. В системе РЯ удар и безудар слоги определенным образом противопоставлены друг другу, и это противопоставление сохраняет силу и в тех случаях, когда в рамках того или иного высказывания безударных слогов не окажется вовсе.

Единица, формируемая и «сплачиваемая» ударением, не всегда подходит под то понятие слова, которым оперирует орфография, или под то, с которым мы встречаемся в словарях. Напр: «под окном» с т.з. ударения является одним словом, т.к. здесь только одно ударение. Отрезок, сплачиваемый ударением и невозможностью внутренней паузы называется акцентным словом.

Слова, неспособные иметь собственное ударение – клитики. (под, да, же, бы, ли). В зависимости от положения перед или после ударного слова подразделяются на проклитики (ДА знаешь ли, ПОД окномэнклитики (зачем ЖЕ, пошел БЫ). Есть такие проклитики, на которые в определенных случаях переходит ударение знаменательного слова (пО полю, зА спину). В большинстве своем клитики – служебные слова, но ими могут быть и «полуслужебные» - местоимения или спец формы местоимений). Иногда наблюдается совпадение фонемного состава клитики и ударного слова. Напр: совпадают союз «как» и местоимение «как» (как старший он хотел помочь, но не знал как).

Иногда в одном слове имеется более одного ударения. Обычно в этих случаях ударения неравноправны. Есть главное ударение, которое противостоит второстепенным, более слабым. Т.о. единство акцентного слова, создаваемое главным ударением, не нарушается; с помощью второстепенного ударения создается некоторое расчленение внутри единого смыслового и фонетического целого. В русском второстепенное ударение возникает только в более длинных сложных словах. В германских языках второстепенные ударения в опр случаях строго обязательны и встречаются очень часто.

Словесное ударение может быть свободным или связанным.

Свободное – ударение в тех языках, в которых оно может стоят на любых (начальных, серединных, конечных) слогах акцентного слова. В каждом слове и в каждой грамматической форме такого языка место ударения обычно закреплено строго, так что колебания (твОрог-творОг) встречаются лишь в отдельных случаях.

Свободное ударение может быть подвижным (бородА-бородЫ-бородЕ-бОроду-борОдка) и неподвижным (горОх-горОха-горОху-огорОшить-горОховый) в образовании форм слова.

В языках со свободным ударением место ударения в словоформе зависит от ее морфемного состава.

Связанное (фиксированное) – ударение в тех языках, в которых оно всегда/почти всегда падает на один опредленный по порядку слог слова 9только на начальный, только на конечный, только на предпоследний и т.д.)

Место ударения не зависит от морфемного состава слова, а определяется по отношению к границе слова, и служит показателем близости этой границы.

Несмотря на широчайшее распространение ударения, в некоторых языках его вообще нет (палеоазиатские, некоторые тунгусо-манчжурские).

Лексикология