logo search
Vvedenie_v_literaturovedenie

Вопрос 10. Лирический субъект: основные формы представления в лирическом произведении.

Состояние сознания, или переживание, представленное в лирическом стихотворении, как давно отмечено, не есть воспроизведение эмпирики душевной жизни. Для обозначения субъекта, с точки зрения которого показаны все образы в стихотворении используется понятие лирический субъект. Были выработаны различные классификации, но наиболее широко вошла в литературоведение теория Б.О. Кормана, выделившего три основные «субъектные формы выражения авторского сознания»  (прежде всего на материале стихотворений Н.А. Некрасова):

  1. Собственно автор и автор-повествователь. В стихотворениях, где носителем речи является собственно автор, для читателя на первом плане какое-то событие, обстоятельство, ситуация, явление, пейзаж. Повествователь существует для читателя как некто, воспринимающий героя; он видит героя, обращается к нему, размышляет о нем, но не является каким-либо лицом.

  2. Лирический герой. Он одновременно является и носителем сознания и предметом изображения, он открыто стоит между читателем и изображаемым миром; внимание читателя  сосредоточено преимущественно на том, каков лирический герой, что с ним происходит, каково его отношение к миру, состояние и пр.

  3. Ролевой герой. Он носитель чужого сознания. Авторская точка зрения также выражена в стихотворении, но косвенно:  фактически “ролевые” стихотворения двусубъектны. Одно, более высокое сознание, обнаруживается прежде всего в заглавиях; в них определяется герой стихотворения. Сферой другого сознания является основная  часть стихотворения, принадлежащая собственно герою».