2.2. Определение культуры и типы культур
Количество определений культуры измеряется сегодня четырехзначными числами [Гуревич, 1996, с. 10]. Дать даже краткий обзор подходов к анализу стоящего за этим словом понятия не представляется возможным. Но практически во всех определениях подчеркивается семиотическая природа культуры, а также акцентируются такие ее свойства, как системность, целостность, комплексность, членимость на некоторые составляющие, наличие ценностнойдоминанты, нормативность (в особенности в моральной сфере), возможность множественных интерпретаций, способность к совершенствованию, творческий характер носителей соответствующей культуры и др. Рассмотрим некоторые определения культуры. Энциклопедический словарь «Культурология» определяеткультуру как характеристику или сторону бесконечно сложного феномена– общества в его взаимодействии с человеком и природой. Здесь же приводится сопоставление понятий «культура» и «цивилизация». Цивилизация понимается как определенная ступень развития культуры. Словарь конкретизирует понятия «субкультура», «контркультура», «национальная культура». Субкультура – конкретная форма бытия общечеловеческой культуры, совокупность символов, идей, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, принимаемых тем или иным сообществом или какой-либо социальной группой. Контркультура – идейное течение и общественное движение «мятежных» социальных групп студентов, хиппи, альтернативных коммун, получившее наибольшее развитие в 60–70 гг. XX в., совокупность социально-культурных установок, ценностей, противостоящих современной культуре. Национальная культура – разновидность субкультуры, совокупность символов, верований, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого общества в той или иной стране. Французский лингвист Э. Бенвенист называет культурой «человеческую среду, все то, что помимо выполнения биологических функцийпридает человеческой жизни и деятельности форму, смысл и содержание» [Бенвенист, 1974, с. 30].
Л.И. Гришаева и Л.В. Цурикова под культуройпонимают совокупность проявлений деятельности человека в различных областях его жизни: исторической, индивидуальной, общественной, практической, эстетической, теоретической, мифической, религиозной и пр. [Гришаева, Цурикова, 2006, с. 17].
Подобное понимание культуры включает в себя буквально все, что создано людьми в процессе физического и умственного труда для удовлетворения их разнообразных материальных и духовных потребностей. Благодаря существованию культуры возможно разделить всю внешнюю окружающую человека среду на естественную, т. е. природную, и на искусственную, т. е. собственно культурную. Первая существовала до человека, вторая создана им в ходе его целенаправленной деятельности. Первая постоянно и неуклонно видоизменяется под воздействием человека, вторая постоянно творится человеком.
Во всех дефинициях не оспариваются определенные качества культуры:
1) Культура – явление приобретенное.
2) Культура – групповой феномен.
3) Культура образует идентичность.
4) Культуры представляют собой открытые системы.
Следует отметить, что современное понимание культуры свидетельствуето расширении содержания соответствующего понятия и предполагает наличие альтернатив, основывающихся напричастности/непричастности к определенному знанию, типу жизни, поведения, системе ценностей, религии и т. д. Одной из причин такого изменения содержания является дифференциация культуры, возможность ее поливариантной реализации, что, в свою очередь, обусловлено нарастающей культурной дифференциацией общества на разных этапах его развития. Причиной последнего являются автоматизация, индивидуализация образа жизни, систем ценностей, вкусов и др.
Развитие культуры имеет несколько стадий. В числе основных групп культурных процессов можно выделить следующие:
1) порождение культурных явлений;
2) превращение порожденных культурных форм в образцы, нормы, стандарты, правила осуществления соответствующей деятельности и достигаемых при этом результатов;
3) распространение культурных явлений;
4) функционирование культурных явлений;
5) изменчивость культурных явлений (развитие и модернизация культурных форм или, напротив, деградация культурных явлений в виде понижения уровня структурной и организационной сложности).
Всякий человек рождается в определенной культуре. В процессе социализации личность с ее индивидуальными свойствами превращается в представителя определенного социума. Результатом освоения отдельным индивидом той или иной культуры является его инкультурация и/или аккультурация. Инкультурация – это процесс освоения родной культуры, вхождения в родную культуру.Аккультурация– это процесс адаптации коммуниканта к новой культуре в результате контакта с ней.
Знания о культуре кодируются различными способами: вербальными и невербальными (акустическими, визуальными, мимическими, жестовыми, кинетическими, проксемическими и др.). К невербальным средствам трансляции культурно значимых сведений о мире относится также возможность передавать культурно значимые сведения костюмом, интерьером, прической, внешней формой и внутренней конфигурацией жилища и т. д.
Культура – это совокупность не только знаний о чем-либо, но и объективаций соответствующих компонентов и элементов культуры. Маркеры любой культуры также разнородны и могут быть объединены по кодам (вербальным и невербальным), по отношению к части культуры (материальной, духовной, интеракциональной), по характеру (маркеры внешней и внутренней культуры), по статусу (индивидуально-физиологические и социокультурные).
Культура выполняет несколько функций, главной из которых является функция быть хранительницей социального опыта той или иной лингвокультурной общности. Кроме этой, культура выполняет и другие, не менее важные, функции:
– сохранение социального опыта;
– развитие общества;
– трансляция программ поведения / общения / деятельности;
– предназначение задавать главные ориентиры всем сферам человеческой деятельности.
Функциональными особенностями культуры как системы являются:
– динамичность;
– способность к самообновлению, порождению новых форм;
– способность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям бытия;
– способность к саморазвитию;
– стадийность в существовании любой культуры как системы, как комплекса.
Культуры не существуют изолированно друг от друга: результатом их взаимодействия становятся культурные новации, судьба которых в культуре-реципиенте может варьироваться от забвения вскоре после вхождения в культуру до полного приятия этой новации.
- Е.Н. Белая Теория и практика межкультурной коммуникации
- Isbn 978-5-7779-0891-9
- Оглавление
- Глава 1 История и теоретические основания межкультурной коммуникации
- 1.1. Из истории возникновения теории межкультурной коммуникации
- 1.2. Объект и предмет исследования в теории межкультурной коммуникации
- 1.3. Современные подходы к исследованию межкультурной коммуникации
- Ключевые термины
- Контрольные вопросы
- Практические задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 2 Понятие коммуникации и её роль в концепции культуры
- 2.1. Определение коммуникации. Язык как базовый код коммуникации
- 2.2. Определение культуры и типы культур
- 2.3. Коммуникация, культура и язык
- Ключевые термины
- Контрольные вопросы
- Практические задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 3 Межкультурная коммуникация как особый тип общения
- 3.1. Понятие и типы межкультурной коммуникации
- 3.2. Переменные межкультурной коммуникации как ее системные составляющие
- 3.3. Теория э. Холла: типы контекста культуры
- 3.4. Теория г. Хофстеде: четыре параметра сравнения культур
- 1. Индивидуализм – коллективизм.
- 2. Дистанция власти.
- 3. Боязнь неопределенности.
- 4. Культуры с мужским и женским началом.
- Ключевые термины
- Контрольные вопросы
- Практические задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 4 Картина мира
- 4.1. Реальный мир, культура, язык. Мировосприятие через призму культуры
- 4.2. Соответствие картин мира коммуникантов как условие успешности межкультурного общения
- 4.3. Относительность восприятия времени
- 4.4. Цветообозначения в разных языках
- Ключевые понятия
- Контрольные вопросы
- Практическое задание
- Рекомендуемая литература
- Глава 5 Языковые единицы как хранители культурной информации
- 5.1. Коды культуры
- 5.2. Источники культурной интерпретации
- 5.3. Паремиологический фонд языка
- 5.4. Метафоры
- Ключевые термины
- Контрольные вопросы
- Практические задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 6 Концепт как основа языковой Картины мира
- 6.1. Понятие концепта
- 6.2. Методика описания концепта
- Концепт как образование, его главные составляющие и сущностные характеристики
- 6.3. Результаты исследования концептов базовых эмоций человека
- Ключевые термины
- Контрольные вопросы
- Практические задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 7 Аккультурация как освоение чужой культуры. Культурный шок в процессе освоения чужой культуры
- 7.1. Понятие аккультурации. Основные стратегии аккультурации
- 7.2. Результаты аккультурации
- 7.3. Понятие культурного шока и его симптомы
- 7.4. Механизм развития культурного шока
- 7.5. Факторы, влияющие на культурный шок
- 7.6. Подготовка к межкультурному взаимодействию
- Ключевые понятия
- Контрольные вопросы
- Практические задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 8 Стереотипы сознания
- 8.1. Понятие и сущность стереотипов
- 8.2. Механизмы формирования стереотипов
- 8.3. Происхождение стереотипов
- 8.4. Функции стереотипов
- 8.5. Виды стереотипов
- 8.6. Значение стереотипов для межкультурной коммуникации
- Ключевые термины
- Контрольные вопросы
- Практические задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 9 Невербальное коммуникативное поведение
- 9.1. Специфика невербальной коммуникации
- 9.2. Невербальные элементы коммуникации
- Ключевые термины
- Контрольные вопросы
- Практические задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 10 Коммуникативное поведение
- 10.1. Понятие коммуникативного поведения и аспекты его описания
- 10.2. Коммуникативное поведение и культура
- 10.3. Национально-культурная специфика коммуникативного поведения
- Ключевые термины
- Контрольные вопросы
- Практические задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 11 Языковая личность
- 11.1. Определение языковой личности
- 11.2. Формы участия языковой личности в межкультурной коммуникации
- 11.3. Понятие идентичности
- 11.4. Виды идентичности. Физиологическая идентичность
- 11.5. Социальная идентичность
- Ключевые термины
- Контрольные вопросы
- Практические задания
- Рекомендуемая литература
- Глава 12 Национальный характер как основа психологической идентичности. Параметры сопоставления психологической идентичности
- 12.1. Понятие национального характера
- 12.2. Параметры сопоставления психологической идентичности
- Ключевые термины
- Контрольные вопросы
- Практические задания
- Рекомендуемая литература
- Заключение
- Словарь терминов
- Список используемой литературы