logo search
Vvedenie_v_literaturovedenie

Вопрос 14. Эпос как литературный род: формально-содержательная характеристика.

В эпическом роде литературы организующим началом произведения является повествование персонажа, их судьбах, поступках, умонастроениях, событиях в их жизни, составляющих сюжет. Это – цель словесный сообщений или, проще говоря, рассказ о происшедшем ранее. Повествованию присуща временная дистанция между ведением речи и предметом словесных обозначений. Оно ведется со стороны и имеет грамматическую форму прошедшего времени. Для повествующего характерна позиция человека, вспоминающего об имевшем место ранее. Дистанция между временем изображаемого действия и временем повествования о нем составляет едва ли не самую существенную черту эпической формы.

В эпических произведениях повествование подключает к себе и как бы обволакивает высказываний действующих лиц – их диалоги и монологи, в то числе внутренние, с ними активно взаимодействуя, их поясняя, дополняя и корректируя. И художественный текст оказывается своего рода сплавом повествовательной речи и высказываний персонажа, являющихся их поступками.

Произведения эпического рода сполна используют арсенал художественных средств, доступных литературе, непринужденно и свободно осваивают реальность во времени и пространстве. При этом они не знают ограничений в объеме текста. При этом повествовательная форма способствует глубочайшему проникновению во внутренний мир человека. Ей вполне доступны характеры сложные, обладающие множеством черт и свойств, незавершенные и противоречивые, находящиеся в движении, становлении, развитии. В эпических произведениях глубоко значимо присутствие повествователя. Это – весьма специфическая форма художественного воспроизведения человека. Повествователь является посредником между изображенным и читателем, нередко выступая в роли свидетеля и истолкователя показанных лиц и событий.

Текст эпического произведения далеко не всегда содержит сведения о судьбе повествующего, о его взаимоотношениях с действующими лицами о том, когда, где и при каких обстоятельствах ведет он свой рассказ, о его мыслях и чувствах. А вместе с тем, речь повествователя обладает не только выразительностью, но и выразительной значимостью; она характеризует не только объект высказывания, но и самого говорящего.

Эпическая форма воспроизводит не только рассказываемое, но и рассказывающего, она художественно запечатлевает манеру говорить и воспринимать мир, а конечном счете – склад ума и чувств повествующего. Облик повествователя обнаруживается не в его действиях и не прямых излияниях души, а в своеобразном повествовательном монологе. Литературе доступны разные способы повествования. Наиболее глубоко укоренен и представлен в ее истории тип повествования, при котором между персонажами и тем, кто повествует о них, имеет место абсолютная дистанция. Повествователь рассказывает о событиях с невозмутимым спокойствием. Ему внятно всё, ему присущ дар всеведения, и его образ, образ существа, вознесшегося над миром, придает произведению колорит максимальной объективности.

В литературе последних двух столетий едва ли не возобладало субъективно окрашенное повествование. Повествователь стал смотреть на мир глазами одного из персонажей, проникаясь его мыслями и впечатлениями.

Наиболее распространенная форма эпического повествования – это рассказ от третьего лица. Но повествующий вполне может выступать как некое я в произведении. Таких персонифицированных повествователей, высказывающихся от первого лица называют рассказчиками. Рассказчик одновременно нередко являет персонажем произведения.

Фактами своей жизни и умонастроениями многие из рассказчиков-персонажей близки самим писателям – это имеет место в автобиографических произведениях. При этом в ряде произведений повествующие высказываются в манере , которая не тождественна авторской и порой с ней расходятся весьма резко. Способы повествования, используемые в эпических произведениях весьма разнообразны.