2. Определите у данных глаголов основу инфинитива и о.Н.Вр.
глагол | о.и. | о.н.вр. | глагол | о.и. | о.н.вр. |
погаснет жнет рисую пишите дам расторгнет займет строишься доест отнимет иссякнет наймем шептались |
|
| озябнет угнали блистать преподаст постигнет мурлыкала жаловались плыл хныкали пренебречь произвести цвести затихнуть |
|
|
В основах разных форм одного глагола могут обнаруживаться исторические чередования согласных, которые возникли в результате фонетических процессов (под влиянием ст/сл яз.).
о.и. | б | п | в | ф | м | з | с | д | т | ст | г | к | х | ск |
о.н.вр. | бл | пл | вл | фл | мл | ж | ш | ж | ч | щ | ж | ч | ш | щ |
Приведите примеры глаголов с данными чередованиями в основах. Сопоставьте о.и, основу 1 л., ед. ч., основу 3 л. ед. ч. и 3 л. мн. ч. В каких личных формах глагола исторические чередования обнаруживаются.
глагол | о. инф. | 1 л. ед. ч. | 3 л. ед. ч. | 3 л. мн. ч. |
|
|
|
|
|
От основы инф. данных гл. образуйте все возможные формы. Объясните различия в значении и написании глаголов.
глагол | пр.вр. | прич. пр. вр. (д., стр.) | дееприч. сов. в. | сослагат. накл. |
обессилить |
|
|
|
|
обессилеть |
|
|
|
|
осиротить |
|
|
|
|
осиротеть |
|
|
|
|
обезлюдить |
|
|
|
|
обезлюдеть |
|
|
|
|
обеднить |
|
|
|
|
обеднеть |
|
|
|
|
обезденежить |
|
|
|
|
обезденежеть |
|
|
|
|
Выделите у глаголов основу н. вр. и о. инф. Определите класс глагола. Образуйте от основ все возможные формы. Объясните, почему та или иная форма не образуется.
Отцвести, отцветать, формироваться, сформировать, сформировываться, выстилать, прыгнуть, колыхаться, выздороветь, нравиться, двигать, блестеть, метать.
- Глагол Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Морфологическая парадигма глагола
- Две основы глагола
- 1. Определите форму глагола, выделите ее показатель.
- 2. Определите у данных глаголов основу инфинитива и о.Н.Вр.
- Классы глагола
- 5 Основных продуктивных классов
- 4 Кл. Относится ко iIспр., а все остальные – кIспр. Непродуктивные классы
- 1. Определите класс глагола:
- Спряжение в узком смысле
- Категория вида
- Способы образования глаголов совершенного / несовершенного вида
- 1. Определите вид глагола, способ образования вида (от какого глагола образовался) и показатель вида.
- Видовая пара
- 2. Подчеркните пары, в которых глаголы являются соотносимыми по виду, определите способ образования вида и выделите показатель вида.
- 3. В каждом ряду найдите видовую(-ые) пару (-ы), укажите способ образования вида и показатель вида.
- 3. Докажите, что данные глаголы являются одновидовыми. Определите способ глагольного действия.
- Переходность и залог
- 3 Вида залога
- Наклонение глагола
- 2. Найдите глагольные формы и определите, имеют ли они наклонение (какое).
- 3. Сделайте морфологический разбор глагола хотел бы.
- 4. Найдите глагольные формы и определите, имеют ли они наклонение (какое), выделите показатель.
- Неспрягаемые формы глагола Причастие
- Образование причастий
- Деепричастие
- Образование деепричастий
- Наречие
- Слова категории состояния (безличнопредикативные слова, предикативы)
- Слова категории состояния (скс)
- Модальные слова
- Служебные части речи
- Предлоги
- Частицы