Частицы
- служебная ч. р., передающая оттенки лексических и синтаксических значений, уточняющих и конкретизирующих значение
- же, ну, уж, бы, мол, ле, дескать, ли, разве, неужели, не, ни, вот еще, куда как, где там, что за, вот как, ай да, вон, вот, хоть, только, лишь, чуть, как раз, почти, -то, -либо, -нибудь, кое-
- по образованию:
непроизводные (первообразные) лишь, мол, не, ни, ну, то, ли, чай, только | производные (неперевообразные) еще, пусть, едва ли, давай, хоть, бы |
- по структуре: простые и составные (расчленяемые/ нерасчленяемые)
- по смысловым разрядам
собственно-смысловые - указательные (вот, вон) - определительные (как раз, почти, точно, прямо) - выделительно-ограничительные (лишь, только, один) - усилительные (даже, же, ни, ведь) | модальные - модально-волевые (бы, ну, дай, давай(те), пусть, пуская) - выражающие отношение к достоверности факта (едва ли, вроде, будто, вряд ли, якобы) - утвердительные (да, так, конечно, точно, же) - отрицательные (не, ни, нет, отнюдь) - вопросительные (ли, а, разве, ну, неужели) - для оценки и передачи чужой речи (мол, дескать, де) | эмоциональные (что за!, ну и…!, Страсть!) |
Схема анализа:
1) частица в тексте
2) часть речи
3) разряд по образованию, с какой частью речи соотносится
4) разряд по структуре
5) к какой смысловой группе относится
Определите часть речи
Четвертый, путь, весело, доволен, синий, прочитан, смеющийся, по-английски, каждый, одна, идём, приехав, горячо, втроём, тройка, столовая, рад, готов, далеко, удивившись, десятый, свой, чистота, вчетвером, любой, дорогой, пятеро, увидев.
- Глагол Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Морфологическая парадигма глагола
- Две основы глагола
- 1. Определите форму глагола, выделите ее показатель.
- 2. Определите у данных глаголов основу инфинитива и о.Н.Вр.
- Классы глагола
- 5 Основных продуктивных классов
- 4 Кл. Относится ко iIспр., а все остальные – кIспр. Непродуктивные классы
- 1. Определите класс глагола:
- Спряжение в узком смысле
- Категория вида
- Способы образования глаголов совершенного / несовершенного вида
- 1. Определите вид глагола, способ образования вида (от какого глагола образовался) и показатель вида.
- Видовая пара
- 2. Подчеркните пары, в которых глаголы являются соотносимыми по виду, определите способ образования вида и выделите показатель вида.
- 3. В каждом ряду найдите видовую(-ые) пару (-ы), укажите способ образования вида и показатель вида.
- 3. Докажите, что данные глаголы являются одновидовыми. Определите способ глагольного действия.
- Переходность и залог
- 3 Вида залога
- Наклонение глагола
- 2. Найдите глагольные формы и определите, имеют ли они наклонение (какое).
- 3. Сделайте морфологический разбор глагола хотел бы.
- 4. Найдите глагольные формы и определите, имеют ли они наклонение (какое), выделите показатель.
- Неспрягаемые формы глагола Причастие
- Образование причастий
- Деепричастие
- Образование деепричастий
- Наречие
- Слова категории состояния (безличнопредикативные слова, предикативы)
- Слова категории состояния (скс)
- Модальные слова
- Служебные части речи
- Предлоги
- Частицы