Спряжение в узком смысле
Спряжение в узком смысле – это изменение по лицам и числам в н./б. вр.
Традиционное правило определения спряжения
I спряжение | II спряжение |
ед. ч. мн. ч. 1 л. -у (-ю) -ем 2 л. -ешь-ете 3 л. - ет -ут(-ют)
- на –ать, -еть, -уть, -оть (Искл. см. →) + БРИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ
- стлать, стелить | ед. ч. мн. ч. 1 л. -у(-ю) -им 2 л. -ишь -ите 3 л. -ит -ат(-ят) - все на –ить, кроме брить, зиждиться - 4 на–ать: ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, СЛЫШАТЬ - 7 на –еть: ВИДЕТЬ, ОБИДЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, ТЕРПЕТЬ |
Разноспрягаемые: хотеть, бежать, брезжить |
Какую гласную писать в инфинитиве? (клеи/ять)
Правило Зализняка 1
- опирается на понятие усекаемый / неусекаемый глагол (гласная, на которую оканчивается о.и. усекается в о.н.в.)
- применимо для гласных Е, И, Я и А (после шип.). Учитывается то, перед какой буквой стоят
Если перед безуд. гласной в основе инф.: | пиши | |
в усек. гл. | в неусек. гл. | |
- мягк. согл. | И Искл.: видеть, зависеть, обидеть, ненавидеть, кашлять | Е |
- шипящая | И Искл.: слышать | А |
- О | И | - |
-аj, -еj, -уj | Я Искл.: драить, клеить | - |
По правилу Зализняка определите, какой гласный нужно писать в основе инфинитива.
Ре…ть (усек., -еj→ Я), завис…ть (усек., сʼ → И, но это искл.), кле…ть (усек., -еj→Я, но это искл.), наскуч…ть (усек., шип. → И), ла…ть (усек., -аj→ Я), та…ть (усек., -аj→ Я).
Правило Зализняка 2
Распределение по спряжениям
-
I спряжение
- на -ить(кромебрить, зиждиться)
- усек. гл. на -еть(кромехотеть)
- усек. гл. на -ать(после шип.)
- гнать
II спряжение
- все остальные
Определите спряжение глаголов по Зализняку
Расстелить, растить, мылиться, умничать, расплющить, обнадежить, стоить, кланяться, суроветь.
Поставьте глаголы в 3 л. мн. ч., определите спряжение глаголов
Кашлять, мылиться, клеить, обнадежить, верить, спать, скрежетать, веселиться, подбежать, реять, говорить, выспаться, осиротеть, лелеять, мучить, чадить, лелеять, барабанить, зависеть, подсмотреть, устилать, лечить, выменять.
Ты во многом завис…шь от родителей. Мать стел…т постель ребенку. Ре…т на ветру флаги. Он вылета…т рано утром. Завтра он вылет…т. Ты хорошо мысл…шь. Почему ты его ненавид…шь? Ты стро…шь дом? Мы все боле…м за нашу команду. Ты этим ее обид…шь. Скле…шь эту коробку? Расскаж…те об этом завтра. Смотри, как колыш…тся травы. Они бор…тся за свободу. Все наде…тся на успех. Они мел…т кофе. Лес дремл…т. Он гон…тся за мной. Что ты там пряч…шь? У кого леч…шься. Вода брызж…т во все стороны. Этот дом скоро постро…т. Розы кол…тся, а пчелы жал…тся. Выдел…шь в книге главное и расскаж…шь. Сыпл…шь много муки.
Правописание гласных в глагольных формах, образованных от осн. инф.: в формах, образованных от осн. инф. (кроме стр. прич. на -енн-) сохраняется гласная основы инф. Е
- к основе инф. на -а, я, е + -НН- (посеянный – посеять, увиденный – увидеть)
- к основе инф. на -ить, на согл. + ЕНН (испеченный, выращенный, развешенный)
Затеянная ссора, оклеенные стены, вырубленные сады, подрубленное дерево, вымощенная улица, высушенные грибы, выслушанные замечания, прячущийся хищник, засеянные поля, разменянная мелочь, развешанное белье, занавешенные окна, усеянное звездами небо, выстроенные коттеджи, подстреленная птица, пристрелянная тропа, замешенное тесто, замешанные в политических делах студенты, застреленный волк, перегруженная баржа, думающий студент, выкачанная из скважины нефть, выкаченная из подвала бочка, стреляный воробей, пристрелянное оружие, выкачанная из бака нефть, выкаченная из подвала бочка, вываленные на пол игрушки, вывалянная в муке рыба, выслушанные замечания, маячащий на горизонте.
Правописание суффиксов причастий н. вр.
-
Действительное причастие
Страдательное причастие
I спр.
-УЩ-, -ЮЩ-
-ОМ-, -ЕМ-
II спр.
-АЩ-, -ЯЩ-
-ИМ-
Кол…щая боль, колебл…щийся тростник, развева…щееся знамя, та…щий снег, се…щий дождь, бор…щийся народ, ль…щаяся мелодия, завис…щее от меня решение, клее…щая аппликацию девочка, колебл…мые ветром ветви, хлопоч…щая хозяйка, щебеч…щие птицы, стел…щийся туман, стро…щиеся здания, держ…щиеся за руки дети, вер…щий в свою удачу спортсмен, приобрета…мые в рассрочку вещи, невид…мые миру слезы, надвига…щаяся гроза, шепч…щиеся подружки, дремл…щий кот, рокоч…щий шум, движ…щиеся корабли, виднее…щиеся очертания.
Различай ф. инф. (ться)и ф. 3 л. ед., мн. ч. (тся).
Она очень старается, на улице смеркается, пришлось долго скитаться, не надо смеяться, хочется веселиться, придется смириться, он здесь не остановится, нам не остановиться.
Различай форму повелит. накл.(-и- + -те)
и личн. форму 2 л. мн. ч. (Iспр.– ете, IIспр.– ите)
Расскажете об этом завтра. Если вы выйдете, то я открою окно. Выпишите незнакомые слова в тетрадь. Вытрите руки. Стукните в дверь два раза. Вышлите мне деньги до понедельника. Расскажите, как вы провели отпуск. Выйдите из комнаты. Вы выпишете эту газету? Выручите меня, прошу! Когда вышлете, сообщите об этом. Когда вытрете посуду, можете идти. Если стукнете по окну, я не открою. Если вы выручите меня, я буду благодарен.
- Глагол Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Морфологическая парадигма глагола
- Две основы глагола
- 1. Определите форму глагола, выделите ее показатель.
- 2. Определите у данных глаголов основу инфинитива и о.Н.Вр.
- Классы глагола
- 5 Основных продуктивных классов
- 4 Кл. Относится ко iIспр., а все остальные – кIспр. Непродуктивные классы
- 1. Определите класс глагола:
- Спряжение в узком смысле
- Категория вида
- Способы образования глаголов совершенного / несовершенного вида
- 1. Определите вид глагола, способ образования вида (от какого глагола образовался) и показатель вида.
- Видовая пара
- 2. Подчеркните пары, в которых глаголы являются соотносимыми по виду, определите способ образования вида и выделите показатель вида.
- 3. В каждом ряду найдите видовую(-ые) пару (-ы), укажите способ образования вида и показатель вида.
- 3. Докажите, что данные глаголы являются одновидовыми. Определите способ глагольного действия.
- Переходность и залог
- 3 Вида залога
- Наклонение глагола
- 2. Найдите глагольные формы и определите, имеют ли они наклонение (какое).
- 3. Сделайте морфологический разбор глагола хотел бы.
- 4. Найдите глагольные формы и определите, имеют ли они наклонение (какое), выделите показатель.
- Неспрягаемые формы глагола Причастие
- Образование причастий
- Деепричастие
- Образование деепричастий
- Наречие
- Слова категории состояния (безличнопредикативные слова, предикативы)
- Слова категории состояния (скс)
- Модальные слова
- Служебные части речи
- Предлоги
- Частицы