logo
морфология 2 часть

4. Найдите глагольные формы и определите, имеют ли они наклонение (какое), выделите показатель.

А. 1. На то и ум, чтобы достичь того, чего хочешь (Ф. Достоевский).

2. Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня (В. Брюсов).

3. Звук должен быть окутан тишиной (Г. Нейгауз).

4. Да обойдут тебя лавины в непредугаданный тот час (А. Якушева).

5. Ему было совершенно все равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил о нем; он рад был только тому, что остановились над ним люди, и желал только, чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь (Л. Толстой).

6. «Мама, я пойду домой, когда захочу», — отчеканила Иринка с внезапной враждебностью. — «Нет, ты пойдешь сейчас со мной...» (Ю. Трифонов).

7. «Ну вот, все и кончилось, — говорил арестованный, благожелательно поглядывая на Пилата, — и я чрезвычайно этому рад. Я советовал бы тебе, игемон, оставить на время дворец и погулять пешком где-нибудь в окрестностях, ну хотя бы в садах на Елеонской горе. Гроза начнется, — арестант повернул-ся, прищурился на солнце, — позже, к вечеру. Прогулка при­несла бы тебе большую пользу, а я с удовольствием сопровож­дал бы тебя. Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, которые могли бы, полагаю, показаться тебе интересными, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты произво­дишь впечатление очень умного человека» (М. Булгаков).

8. Что это за бестия наш брат чиновник! ЕЙ-богу, не уступит никакому офицеру, пройди какая-нибудь в шляпке, непременно зацепит (Н. Гоголь).

9. Знай я ремесло — жил бы в городе (М. Горький).

10. «Тут все свои, — говорит Золушка, кончив песню и принима­ясь за уборку, — огонь, очаг, кастрюли, сковородки, метелка, кочерга. Давайте, друзья, поговорим по душам» (Е. Шварц).

Время

Категория времени тесно связано с категорией наклонения. Её имеют только глаголы в изъявительном наклонении. Наклонение выражает отношение действия к моменту речи: н.вр. – действие осуществляется в момент речи, пр. в. – до, буд. – после.

Абсолютное(время осуществления действия соотносится с моментом речи –слушаю преподавателя сейчас) иотносительное (не соотносится –обычно на лекциях я слушаю преподавателя. Он видел, как я его слушаю) употребление временных форм.

Настоящее время

о.н.в. (несов. в.)+ личн. оконч.

- изменяется по лицам и числам (2 набора окончаний)

Разновидности:

- настоящее-актуальное (момента речи)

- нестоящее-постоянное (узуальное) – действие совершается всегда: земля вертится

- настоящее-повторяющееся

- настоящее-историческое (в значение прош.вр.). Я оглянулся, а он смеется.

- настоящее в значении будущего. В этом году я поступаю в университет.

Прошедшее время

о.и.+ суф. -л-

Разновидности:

- аористическое значение (сов. в.) (действие целиком отнесено к прошлому): Он встал, открыл дверь и вышел.

- перфектное значение (сов. в.) (совершившееся в прошлом действие, но сохраняющееся до настоящего момента в своем результате): как вы похорошели!

- имперфектное (несов. в.) (действие совершается в прошлом и характеризуется по его длительности и повторяемости): шумел камыш, деревья гнулись.

- в значении будущего (если меня найдут, я пропал)

- в значении настоящего: хорошо быть маленьким: поел, поспал, поиграл.

Будущее время

Простое: о.н.в. гл. сов. в. + личн. окончание

Сложное: гл. быть в буд. вр. + инф. гл. несов. вида

Разновидности:

- будущее конкретного единичного действия: газету прочитаю вечером

- будущее повторяющееся: как всегда буду читать газету вечером; будем заниматься по понедельникам

- будущее обобщенного факта: будешь еще баловаться; а теперь без грамоты пропадешь, далеко без грамоты не уйдешь

- в значении настоящего: только он придёт домой, мы его обнимаем, целуем

- в значении прошедшего: вот он, бывало, войдет, улыбнется – и прошла печаль

Лицо

- только у спр. в шир. см. форм (н./буд. вр.), показатель лица – окончание (вторичный – местоим.)

- указание на производителя действия (производитель – я, мы, собеседник – ты, вы) или на предмет (посторонний – он…)

- есть гл. с неполной личной парадигмой: значение действия не может быть связано с 1 или 2 л. или с представлении о единичном деятеле (сквозить, холодать, темнеть, толпиться) – только в перен. см.

- есть гл. с вариантами

От данных гл. образуйте 1-е и 3-е лицо н./б. вр., пр. вр. м.р. и 2 л. ед. ч. по. н.

1 л.

3 л.

пр.вр.

пов. н.

преподавать

уставать

страдать

блистать

затмить

произойти

кипеть

умереть

возникнуть

вытереть

киснуть

мочь

лечь

облокотиться

брести

подмести

идти

разойтись

означать

атаковать

чистить

- безличные гл. обозначают действие, которое мыслится как не имеющее производителя (в безл. предл.). Обозначают состояние природы, человека. Имеют только 2 формы: 3 л. ед. ч. н/б вр. (холодает) и ср. р. пр. вр. (холодало). Возможно сослаг. накл.

- есть собственно безличные гл. и личные в знач. безличных (ему везёт, пахнет сеном).

Определите, какие глаголы собственно безличные, а какие способные употребляться как в личном, так и в безличном значении.

Думается, потянуло, прижало, несёт, морозит, потеплело, пахнет, смеркается, дует, тошнит, светает, везет, пахнет.

Сделайте морфологический разбор глаголов в следующем предложении.

Мне подумалось, почему людей трясет при виде змеи.

Найдите в тексте безличные глаголы.

Пахло сеном и пылью и изредка горьковатой свежестью ночных лугов. (К). Казаков. Ночь.) Но в этот момент ружье в руках Леши подбросило вверх, сверкнул длинный голубоватый сноп пламени, оглушительно бахнул выстрел. (Ю. Казаков. Ночь.) Зимой все заносит снегом, по ночам наваливает на улицах сугробы, и утром лошади на них как на печку лезут. (Ю. Казаков. Старики.) Уже темнело. Мы остановились. Действительно, кто-то как будто ехал - шумит вдали. (К. Коровин Краски России.) Время было осеннее. Уже смеркалось. Снаружи все посинело. Были сумерки. (К. Коровин. Краски Рос­сии.) Семье Живаго посчастливилось попасть в левый угол верхних перед­них нар... (Б. Пастернак. Доктор Живаго.) Но вот уже третий день их броса­ло вперед и назад и валило на бок при перемене движения и на поворотах... (Б. Пастернак. Доктор Живаго.)

В тексте найдите спрягаемые в широком смысле глагольные формы, выпишите их, определите класс, спряжение, залог (если есть), время, знач. времени, попробуйте подобрать видовую пару. Сделайте морфологический разбор выделенных слов, у глаголов образуйте все возможные формы от 2-ух основ.

Прошла неделя, другая - вдруг въезжает ко мне на двор коляска. Какой-то генерал просит со мною увидеться: милости просим; входит ко мне человек лет 35,смуглый, черноволосый, в усах, в бороде, сущий портрет Кульнева, рекомендуется мне какдруги сослуживец покойного мужа Ивана Андреевича: он-де ехал мимо и не мог не заехать к его вдове, зная, что я тут живу. Я угостила его чем бог послал, разговорились о том о сем, наконец и о Дубровском. Я рассказала ему свое горе. Генерал мойнахмурился. - Это странно, - сказал он, - я слыхал, что Дубровский нападает не на всякого, а на известных богачей, но и тут делится с ними, а не грабит дочиста, а в убийствахниктоего не обвиняет, нет ли тут плутни, прикажите-ка позвать вашего приказчика (А.С.Пушкин).