Наклонение глагола
- обозначает отношение глагольного действия к реальной действительности
- имеют только спрягаемые в шир. смысле гл. формы
реальное наклонение | ирреальное наклонение |
изъявительное– действие реальное, происходит на самом деле, имеет время | сослагательное, повелительное– действие ирреальное, на самом деле не происходит, нет времени |
Сослагательное наклонение: о.н.в. + -л- + бы (изменяется по лицам, числам и родам) – обозначает действие возможное или желательное. Может сближаться по значению с повелит (сходил бы ты…, купить бы тебе…)
Повелительное наклонение: о.н.в. + -и- / -нул. суф.- + -те- – обозначает призыв, побуждение к действию (2 л., ед./мн. ч.).
- императив совместного действия (давай… + 1л. мн.ч.): давай будем веселиться, пойдем поговорим.
- 3 л. ед. и мн. ч. (пусть…): пусть будет мир, да здравствует любовь!
1. От данных глаголов образуйте возможные формы повелительного наклонения.
Образец: читать – читай, читайте, читаем (вслух), давай(те) читать, пусть (пускай) читает(-ют).
Доказать, ночевать, ездить, чистить, перестать, разлиться, забыть, лечь, лезть, выгладить, подвергнуться, почистить, отрезать, отразиться, выбросить, явиться, отъехать, выкрасить, разъехаться, видеть, образоваться, случиться, бродить, барабанить, беречь, бросать, вертеть, ехать, заболеть, кормить, ласкать, мочь, весить, толпиться, замечтаться, мучить, мерить, полоскать, рассвести.
- Глагол Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Морфологическая парадигма глагола
- Две основы глагола
- 1. Определите форму глагола, выделите ее показатель.
- 2. Определите у данных глаголов основу инфинитива и о.Н.Вр.
- Классы глагола
- 5 Основных продуктивных классов
- 4 Кл. Относится ко iIспр., а все остальные – кIспр. Непродуктивные классы
- 1. Определите класс глагола:
- Спряжение в узком смысле
- Категория вида
- Способы образования глаголов совершенного / несовершенного вида
- 1. Определите вид глагола, способ образования вида (от какого глагола образовался) и показатель вида.
- Видовая пара
- 2. Подчеркните пары, в которых глаголы являются соотносимыми по виду, определите способ образования вида и выделите показатель вида.
- 3. В каждом ряду найдите видовую(-ые) пару (-ы), укажите способ образования вида и показатель вида.
- 3. Докажите, что данные глаголы являются одновидовыми. Определите способ глагольного действия.
- Переходность и залог
- 3 Вида залога
- Наклонение глагола
- 2. Найдите глагольные формы и определите, имеют ли они наклонение (какое).
- 3. Сделайте морфологический разбор глагола хотел бы.
- 4. Найдите глагольные формы и определите, имеют ли они наклонение (какое), выделите показатель.
- Неспрягаемые формы глагола Причастие
- Образование причастий
- Деепричастие
- Образование деепричастий
- Наречие
- Слова категории состояния (безличнопредикативные слова, предикативы)
- Слова категории состояния (скс)
- Модальные слова
- Служебные части речи
- Предлоги
- Частицы