logo
Русский / Мельникова деловая риторика

§5.Пространственные нормы делового общения

Для установления контакта очень полезно учитывать расстояние между собеседниками и объем пространства коммуникации. Для ведения конструктивного диалога надо установить расстояние приблизительно в 1,5 м, уместно расположиться относительно собеседника.

Варианты расположения участников разговора в условиях рабочего кабинета со стандартным прямоугольным столом следующие:

Название позиции

Схематическое изображение

Комментарии

1.Угловое расположение

Характерна для непринужденного, дружеского разговора

2.Позиция делового взаимодействия

Способствует продуктивному обсуждению, выработке общих решений

3.Конкурирующая позиция

Создает атмосферу соперничества или свидетельствует об отношениях служебной субординации

4.Независимая позиция

Характерна для людей, не желающих общаться

Существенно влияет на создание психологического климата форма стола. Так, квадратный стол способствует созданию отношений соперничества между людьми, равными по положению, круглый стол приводит к возникновению непринужденной, неофициальной атмосферы.

Статус посетителя кабинета снижается, если между ним и начальником расположен большой длинный стол, если руководитель в огромном кресле с высокой спинкой.

Человек испытывает сильное напряжение, если сидит спиной к двери, окну, открытому пространству, поэтому гостя надо посадить спиной к стене.

ВОПРОСЫ

1.К какому классу речевых актов относятся обещание, разрешение?

2.На какой стадии делового контакта вы будете использовать закрытые, открытые, переломные вопросы?

3.В чем преимущества и недостатки каждого из методов убеждения собеседника?

4.Какие качества человека фиксируются в первую очередь при непродолжительном восприятии его облика и поведения?

5.Какие невербальные средства поведения необходимо совершенствовать лично Вам для повышения эффективности общения?

6.Можно ли контролировать мимику?

ЗАДАНИЯ

1.Проследите за изменениями в строении реплик - стимулов и установите, какой ответ прогнозирует говорящий в каждом случае:

1)Вы готовы организовать работу базы в выходные дни, если это будет необходимо?

2)Вы не готовы ...

3)Не готовы ли Вы ...

2.Подберите как можно больше вариантов реплик - реакций (согласия, отказа, одобрения, удивления, сожаления, проверки воспринятого), адекватных ситуации - деловому разговору работника акционерного общества «Металлоторг» и директора организации:

-Наше акционерное общество приглашает к сотрудничеству Вашу организацию. Мы надеемся, что Вы сможете предоставить нам территорию для хранения изделий металлопроката.

3.Проведите игру - взаимодействие со «сложным» партнером в экстремальных условиях конфликта. Представьте, что вы - сотрудник дилерской фирмы, а ваш адресат - глава предприятия и ... «вздорный» человек. Продолжите диалог - выясните причины отказа, формулируя утверждения в форме вопросов:

-Фирма, которую я представляю, является официальным дилером станкостроительного завода. Мы предлагаем Вам приобрести станки по ценам завода - изготовителя.

-Нет, мы не будем покупать у Вас станки.

Никогда.

4.Разыграйте ситуацию. Вы - руководитель коммерческого предприятия. У Вас в фирме есть вакантное место менеджера, инженера - программиста, секретаря - референта. Побеседуйте с 2 - 3 претендентами на эти места. Ваша цель - взять хорошо подготовленного, контактного, ответственного сотрудника.

5.Определите, какое влияние оказывают на общение визуальный контакт, позы, жесты, расстояние, на котором находятся собеседники, проанализировав ситуацию по вопросам:

1)Смотрели ли участники разговора друг на друга?

2)Как часто они смотрели прямо в глаза друг другу?

3)Когда каждый из них смотрел на собеседника больше: когда говорил или когда слушал?

4)Посмотрел ли говорящий на партнера после того, как кончил говорить, как бы давая понять: «Теперь ваша очередь»?

5)Что выражают собеседники позами?

6)Что они «говорят» руками?

7)Помогают ли движения головы ходу разговора?

8)Менялось ли расстояние между коммуникантами? Чем это вызвано?

6.Выясните особенности невербального поведения одного из студентов вашей группы. Отвечайте на вопросы по мере накопления результатов наблюдения:

1)Бывают ли у него жесты - паразиты, которые мешают в общении, затрудняют понимание его слов?

2)Может ли он в конфликтной ситуации сдержать мимику, жесты, которые усиливают неприязнь, гнев, углубляют конфликт?

3)Способен ли он по выражению ваших глаз понять, что вы хотите что - то спросить?

4)Гармонично ли сочетаются между собой его жесты, мимика, интонации в разных ситуациях?

5)Соответствуют ли его жесты и мимика словам, дополняют ли содержание речи?

6)Может ли он сдерживать внешнее проявление гнева, недовольства, обиды?

7)Бывают ли у него некрасивые, с вашей точки зрения, позы и движения?

8)Умеет ли он достаточно тонко и понятно показать свое доброжелательное отношение, симпатию, заинтересованность?

9)Есть ли у него индивидуальные, неповторимые жесты и позы?

10)Бывает ли он скован в движениях в непривычной, незнакомой ситуации?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Абрамов Н. Искусство разговаривать // Русская речь, 1991, № 4.

2.Аверьянов Л. А. Искусство задавать вопросы. - М. , 1987.

3.Аллан П. Язык телодвижений. - Н. Новгород, 1992.

4.Зингерт В. , Ланч Л. Руководить без конфликтов. - М. , 1990.

5.Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. - М. , 1989.

6.Кузин Ф. А. Делайте бизнес красиво. - М. , 1993.

7.Лебедева М. М. Психология и управление. - М. , 1990.

8.Мицич П. Как проводить деловые беседы. - М. , 1983.

9.Ниренберг Д. , Калеро Д. Как читать человека, словно книгу // Курс практической психологии. Сост. Р. Р. Кашапов. - М. , 1999.

10.Пелих А. С. и другие. Имидж делового человека. - М. , 1997.

11.Федосюк М. Ю. и другие. Русский язык. Учебное пособие для студентов - нефилологов.- М. , 1997.