§4. Анализ дискуссии
Последний, заключительный этап рассматриваемого речевого жанра предусматривает тщательное осмысление процесса общения. Для этого можно использовать такие вопросы:
1.Что обсуждалось и что должно было дать обсуждение?
2.Показана ли ведущим значимость проблемы?
3.Насколько просто, ясно и кратко формулируются тезис и антитезис?
4.Как удается добиться однозначного семантического понимания терминов, понятий?
5.Каковы организующие речевые действия ведущего в ведении дискуссионного диалога?
6.Как аргументируется тезис?
7.Как опровергается тезис оппонентов?
8.Вопросы каких типов прозвучали?
9.Что общего и различного, в итоге, выявлено в позициях сторон?
10.Соответствует ли сформулированная в начале дискуссии цель полученным результатам (полностью, частично, мало)?
11.Кто самый дипломатичный, самый творческий, самый интеллигентный участник обсуждения?
ВОПРОСЫ
1.Дайте определения понятий «дискуссия» и «спор».
2.Почему в споре собеседники ярче раскрываются как личности?
3.По каким признакам классифицируют участников дискуссии?
4.Как следует вести себя во время спора?
5.В чем, на ваш взгляд, проявляется уважительное отношение оппонентов друг к другу?
ЗАДАНИЯ
1.Сделайте письменный анализ одной из телепередач, построенной в форме дискуссии.
2.Определите свое отношение (совершенно согласен, согласен, не могу определиться, не согласен, совершенно не согласен) к тезису: «Преуспевающим бизнесменом становится тот, кто обладает развитым абстрактным мышлением, способностями к обучению». Составьте перечень аргументов в защиту своей позиции.
3.Организуйте ролевую дискуссию на одну из тем:
1)О качествах менеджера надо судить по тому, как хорошо он может организовать большое число людей и насколько эффективно он может добиваться наилучших результатов от каждого из них, сливая их в единое целое (Акко Морита - основатель фирмы «Сони»).
2)Образование - единственная ценность, не поддающаяся девальвации (М. Тэтчер).
3)Сильнее всех - владеющий собой (Сенека). Участники должны вести себя в соответствии с одной из выбранных ролей:
«Инициатор» - захватывает инициативу с самого начала, отстаивает свою позицию с помощью аргументов и эмоционального начала.
«Спорщик» - встречает в штыки любые выдвинутые предложения и защищает противоположные точки зрения.
«Соглашатель» - выражает свое согласие с любыми мнениями и поддерживает все высказывания, поддакивая говорящему.
«Оригинал» - как правило, не ввязывается в спор, но время от времени выдвигает какие - либо неожиданные предложения.
«Организатор» - стремится к тому, чтобы выступили все участники, задает уточняющие вопросы.
«Молчун» - всячески избегает прямого ответа на вопрос; никто не должен понять, какой точки зрения он придерживается.
«Деструктор» - все время нарушает плавное течение дискуссии (что - то роняет, не вовремя хихикает ...)
Выступления должны быть краткими, каждое должно содержать один аргумент.
Наблюдатели решают, какая роль наиболее оптимальна в совместном анализе проблем.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Зарецкая Е. Н. Логика речи для менеджера. - М. , 1998.
2.Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. - М. , 1986.
3.Минеева С. А. Полемика - диспут - дискуссия. - М. , 1990.
4.Поварнин С. И. Спор: О теории и практике спора// Вопросы философии. - 1990. - № 3.
5.Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика. - М. , 1991.
6.Стешов А. В. Как победить в споре. - Л. , 1991.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Деловая риторика
- Удк 808.2
- §1.Риторика как наука и искусство.
- 1.Введение
- §1.Риторика как наука и искусство
- §2.Предмет, объект, цель изучения деловой риторики
- §3.Деловое общение и его виды
- Вопросы
- Задания
- Рекомендуемая литература
- 2.Язык, речь, речевая деятельность
- §1.Понятие о языке и речи
- §2.Виды речи
- §3.Речевая деятельность. Культура речевой деятельности
- §4.Виды речевой деятельности
- §5.Техника звучащей речи
- Задания
- 3.Текст как результат речевой деятельности
- §1.Понятие о тексте
- § 2.Типы текста
- §3.Композиция текста
- §4.Стили текста
- 4.Основы культуры речи
- §1.Понятие о литературном языке
- §2.Культура речи и речевая культура
- §3.Правильность речи
- §4.Коммуникативная целесообразность речи
- Риторические фигуры мысли
- §5.Речевой этикет
- 5.Публичное выступление в деловом общении
- §1. Этапы подготовки и проведения публичного выступления
- §2. Установление контакта с аудиторией
- §3 Поза, жесты, мимика оратора
- §4. Анализ ораторской речи
- §5. Типы ораторов
- §6. Доклад и речь как жанры делового общения
- §1. Типы речевых актов в деловом общении
- §2. Бизнес - аргументация. Методы убеждения собеседника
- §3. Психологические типы собеседников
- §4. Невербальные средства делового общения
- §5.Пространственные нормы делового общения
- 7.Деловой разговор и его виды.
- 8.Деловая беседа
- §1. Цель и задачи деловой беседы
- §2. Этапы подготовки и проведения деловой беседы
- 9.Переговоры
- §1. Цель и задачи переговоров
- §2. Этапы подготовки и проведения переговоров
- §1. Цели и задачи общения с представителями прессы
- §2. Этапы подготовки и проведения интервью
- §1. Этапы подготовки и проведения служебного телефонного разговора.
- §2. Техника речи разговора по телефону
- §3. Правила ведения делового телефонного разговора.
- §1. Дискуссия как вид спора
- §2. Этапы подготовки и проведения дискуссии
- §3. Правила ведения спора
- §4. Анализ дискуссии
- 13. Деловое совещание (собрание)
- §1. Совещание как вид организации делового общения группы
- §2. Этапы подготовки и проведения собрания
- §3. Протокол совещания