§3. Правила ведения делового телефонного разговора.
1)Рационально снимать трубку при любом звонке. Лучше всего после первого звонка. Если у руководителя есть отдельный кабинет и параллельный телефон, то трубку первой снимает секретарь. Она может дать ответ и разъяснения некоторым абонентам сама.
2)В деловом общении следует отказаться от нейтральных отзывов («Да», «Алло», «Слушаю») и заменить их информативными. Надо назвать свое учреждение, отдел, а также свою фамилию («Бухгалтерия. Иванов слушает»).
3)Звонящий в начале разговора называет свою фирму и здоровается: «Это коммерческий директор фирмы «Кристалл» Петров. Здравствуйте».
4)Если абонент забыл представиться, то вежливо интересуются его именем, названием учреждения; затем продолжают диалог.
5)Нельзя хранить молчание во время телефонного разговора - надо поддерживать контакт с помощью коротких фраз: «Да», «Я Вас понял», «Хорошо» ... Они необходимы, чтобы у собеседника не возникло ощущение, что вас разъединили или что вы пренебрегаете его мнением. Повторения и уточнения дают гарантию того, что вас поняли: «Итак, мы с вами решили ... «, «Повторите, пожалуйста, число ...», «Будьте добры, уточните номер квитанции ...».
6)Прощаясь, благодарят за сведения, заверяют, что рады звонку, личной встрече, желают всего хорошего. По этикету молодой человек не должен заканчивать разговор раньше старшего по возрасту или по служебному положению.
7)Если вы очень заняты, а телефонный собеседник затягивает разговор, то остается один выход - извиниться, перенести обсуждение на следующий раз. Если при беседе с посетителем звонит телефон, следует попросить абонента подождать, не вешая трубку или попросить перезвонить через 15 минут.
8)Если телефон механически отключится, то номер вновь набирает инициатор разговора.
9)Дежурный или должностное лицо в учреждении, на предприятии в случае отсутствия человека, нужного позвонившему, должен посоветовать позвонить повторно, предложить передать поручение или оказать какую-либо другую помощь.
ВОПРОСЫ
1.Почему по телефону часто задают вопросы: «Ты плохо себя чувствуешь?», «Вы спешите?».
2.Л. К. Граудина приводит в своей статье «О современной концепции отечественной риторики и культуре речи» («Культура русской речи и эффективность общения» (М. , 1996) письмо офицера, адресованное сотрудникам Института русского языка РАН: «В один из дней одному высокопоставленному товарищу по служебному телефону на его «Здравствуйте!» Я ответил: «Я вас приветствую». Этот товарищ, когда я соединил его по телефону с моим начальником, отчитал моего начальника, а тот, в свою очередь, меня, за подобное приветствие ...».
Справедливо ли вышестоящий сделал вывод о «необразованности» подчиненного?
3.Как правильно произносить выражения: «Алло», «Вам звонит ...», «К вам никак не дозвониться», «Если мне позвонят ...», «Ты звонишь ...»?
ЗАДАНИЯ
1.Разыграйте ситуации. Представьте, что директор фирмы ведет телефонный разговор с представителем министерства машиностроения о неуплате налогов в федеральный бюджет, с коллегой (договариваются о месте и времени встречи), с сотрудником, который заболел и не может выйти на работу, с представителем другой фирмы (диалог о поставке 10 деталей для проведения опытной сборки).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Акишина А. А., Акишина Т. Е. Этикет русского телефонного разговора. - М. , 1990.
2.Трофименко В. П. , Волгин А. Н. Поговорим об этикете. - М. , 1991.
ДИСКУССИЯ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ
- Деловая риторика
- Удк 808.2
- §1.Риторика как наука и искусство.
- 1.Введение
- §1.Риторика как наука и искусство
- §2.Предмет, объект, цель изучения деловой риторики
- §3.Деловое общение и его виды
- Вопросы
- Задания
- Рекомендуемая литература
- 2.Язык, речь, речевая деятельность
- §1.Понятие о языке и речи
- §2.Виды речи
- §3.Речевая деятельность. Культура речевой деятельности
- §4.Виды речевой деятельности
- §5.Техника звучащей речи
- Задания
- 3.Текст как результат речевой деятельности
- §1.Понятие о тексте
- § 2.Типы текста
- §3.Композиция текста
- §4.Стили текста
- 4.Основы культуры речи
- §1.Понятие о литературном языке
- §2.Культура речи и речевая культура
- §3.Правильность речи
- §4.Коммуникативная целесообразность речи
- Риторические фигуры мысли
- §5.Речевой этикет
- 5.Публичное выступление в деловом общении
- §1. Этапы подготовки и проведения публичного выступления
- §2. Установление контакта с аудиторией
- §3 Поза, жесты, мимика оратора
- §4. Анализ ораторской речи
- §5. Типы ораторов
- §6. Доклад и речь как жанры делового общения
- §1. Типы речевых актов в деловом общении
- §2. Бизнес - аргументация. Методы убеждения собеседника
- §3. Психологические типы собеседников
- §4. Невербальные средства делового общения
- §5.Пространственные нормы делового общения
- 7.Деловой разговор и его виды.
- 8.Деловая беседа
- §1. Цель и задачи деловой беседы
- §2. Этапы подготовки и проведения деловой беседы
- 9.Переговоры
- §1. Цель и задачи переговоров
- §2. Этапы подготовки и проведения переговоров
- §1. Цели и задачи общения с представителями прессы
- §2. Этапы подготовки и проведения интервью
- §1. Этапы подготовки и проведения служебного телефонного разговора.
- §2. Техника речи разговора по телефону
- §3. Правила ведения делового телефонного разговора.
- §1. Дискуссия как вид спора
- §2. Этапы подготовки и проведения дискуссии
- §3. Правила ведения спора
- §4. Анализ дискуссии
- 13. Деловое совещание (собрание)
- §1. Совещание как вид организации делового общения группы
- §2. Этапы подготовки и проведения собрания
- §3. Протокол совещания