§2.Предмет, объект, цель изучения деловой риторики
С давних времен, наряду с академическим, духовным, дипломатическим, военным, общественно - политическим, социально - бытовым, судебным, выделяют деловое красноречие. В России X1X - начала XX веков существовали профессионально ориентированные риторики для политиков, юристов, офицеров. Традиция создания подобных руководств продолжается. В последние годы сформировалась самостоятельная область науки и практики - деловая риторика. Она является прикладным направлением общей риторики, ориентированном на оснащение бизнесменов и менеджеров правилами обращения со словом, невербальными средствами передачи информации. Деловая риторика - это наука и искусство убедительной и эффективной речи в различных видах (или жанрах) делового общения. В качестве объекта изучения данной дисциплины выступают устные и письменные жанры служебного контакта, такие, как доклад на собрании, переговоры, договор, заявление, приказ и т. д.
Цель курса - овладение культурой деловой речи и общения, выработка собственного стиля служебных взаимоотношений, формирование имиджа.
Для специалиста по управлению, коммерсанта достижение этой цели означает обретение важнейшего компонента профессиональной деятельности. Ли Якокка, выдающийся американский бизнесмен, замечал: «Это же стыдно, когда человек больших способностей не в состоянии понятно рассказать о своих замыслах, выступая перед советом директоров или соответствующим комитетом. ... хорошему менеджеру нужно уметь слушать так же, как уметь говорить» [3, с. 60]
Таким образом, речь, умение общаться, этикет выступают главными «орудиями» создания имиджа делового человека, т. е. самопрезентации, конструирования своего образа для других. Благородный образ гарантирует руководителю, предпринимателю половину успеха и постоянное удовлетворение от работы. Нельзя забывать, что гармоничное общение основано всегда на осознании важности для бытия и соблюдении этических норм, таких, как тактичность, деликатность, уважение чести и достоинства личности, справедливость. Интеллигентность как качество внутренней культуры - терпимое отношение к миру и к людям - неизменно отражается во внешнем поведении, проявляется в обаянии.
- Деловая риторика
- Удк 808.2
- §1.Риторика как наука и искусство.
- 1.Введение
- §1.Риторика как наука и искусство
- §2.Предмет, объект, цель изучения деловой риторики
- §3.Деловое общение и его виды
- Вопросы
- Задания
- Рекомендуемая литература
- 2.Язык, речь, речевая деятельность
- §1.Понятие о языке и речи
- §2.Виды речи
- §3.Речевая деятельность. Культура речевой деятельности
- §4.Виды речевой деятельности
- §5.Техника звучащей речи
- Задания
- 3.Текст как результат речевой деятельности
- §1.Понятие о тексте
- § 2.Типы текста
- §3.Композиция текста
- §4.Стили текста
- 4.Основы культуры речи
- §1.Понятие о литературном языке
- §2.Культура речи и речевая культура
- §3.Правильность речи
- §4.Коммуникативная целесообразность речи
- Риторические фигуры мысли
- §5.Речевой этикет
- 5.Публичное выступление в деловом общении
- §1. Этапы подготовки и проведения публичного выступления
- §2. Установление контакта с аудиторией
- §3 Поза, жесты, мимика оратора
- §4. Анализ ораторской речи
- §5. Типы ораторов
- §6. Доклад и речь как жанры делового общения
- §1. Типы речевых актов в деловом общении
- §2. Бизнес - аргументация. Методы убеждения собеседника
- §3. Психологические типы собеседников
- §4. Невербальные средства делового общения
- §5.Пространственные нормы делового общения
- 7.Деловой разговор и его виды.
- 8.Деловая беседа
- §1. Цель и задачи деловой беседы
- §2. Этапы подготовки и проведения деловой беседы
- 9.Переговоры
- §1. Цель и задачи переговоров
- §2. Этапы подготовки и проведения переговоров
- §1. Цели и задачи общения с представителями прессы
- §2. Этапы подготовки и проведения интервью
- §1. Этапы подготовки и проведения служебного телефонного разговора.
- §2. Техника речи разговора по телефону
- §3. Правила ведения делового телефонного разговора.
- §1. Дискуссия как вид спора
- §2. Этапы подготовки и проведения дискуссии
- §3. Правила ведения спора
- §4. Анализ дискуссии
- 13. Деловое совещание (собрание)
- §1. Совещание как вид организации делового общения группы
- §2. Этапы подготовки и проведения собрания
- §3. Протокол совещания