11. Происхождение языка. Основные гипотезы происхождения.
Происхождение языка – составная часть проблемы происхождения человека и человеческого общества. Существует много теорий о происхождении языка, которые можно разделить на две основные группы: 1) биологические, 2) социальные.
Биологические теории объясняют происхождение языка эволюцией человеческого организма – органов чувств, речевого аппарата и мозга. К биологическим теориям прежде всего относятся теория звукоподражания и междометная.
Сторонники гипотезы звукоподражания полагают, что слова возникли из неосознанного или осознанного стремления человека к подражанию звукам окружавшего его мира — реву зверей, крику птиц, шуму ветра и т. д.
Основанием для таких взглядов явилось то, что во всех языках действительно есть звукоподражательные слова, типа гав-гав, кукушка, мяукать, тенькать, дзинь, бац. Но во-первых, таких слов относительно немного. Во-вторых, наиболее нужные людям и наиболее употребительные слова не обнаруживают и намека на подражание каким-либо звукам: вода, земля, небо, солнце, трава, человек, умный, ходить, думать и т. д.
В-третьих, для того чтобы сочетаниями звуков подражать звукам окружающей человека природы, нужно иметь очень гибкую речь, что предполагает ее длительное предшествующее развитие. Едва ли можно в наше время всерьез принимать гипотезу звукоподражания.
Вторая влиятельная в свое время гипотеза – междометная (рефлексная), которой придерживались такие ученые, как Гумбольдт, Якоб Гримм и др., состоит в том, что слово рассматривается как выразитель душевных состояний человека. Первые слова, по этой теории, - непроизвольные выкрики, междометия, рефлексы. Они эмоционально выражали боль или радость, страх или отчаяние.
Некоторые сторонники рассматриваемой гипотезы допускали, что междометным путем слова возникали лишь в далеком прошлом, а позже они развивались уже по законам словообразования и независимо от непроизвольных эмоциональных- выкриков.
Нельзя, конечно же, отрицать участие эмоций и воли в развитии языка. Но невозможно согласиться с гипотезой междометного происхождения слов, потому что главную причину их возникновения она видит в индивидуальных душевных состояниях человека. Между тем ни один ребенок не заговорит до тех пор, пока не окажется в окружении говорящих людей. Это неопровержимое свидетельство в пользу мнения о социальной обусловленности рождения человеческой речи.
Звукоподражательные и междометные теории во главу угла ставят изучение происхождения механизма говорения, в основном в психофизиологическом плане. В этих теориях биологическая сторона вопроса преувеличивается, происхождение языка рассматривается исключительно в плане происхождения речи. Не принимается с должным вниманием тот факт, что возникают человек и человеческое общество, существенно отличные от животного и его стада.
Так появилась социальные теории происхождения языка, которые объясняют его появление общественными потребностями. Возникшими в труде и в результате развития сознания.
Еще в античности греческий философ Диодор Сицилийский выдвигал теорию социального договора, в результате которой язык рассматривается как сознательное изобретение и творение людей. В XVIII в. она была поддержана Адамом Смитом и Руссо, у которого Руссо теория социального договора связана с делением жизни человечества на два периода — природного и цивилизованного.
В конце 70-х годов 19 в. немецкий философ Нуаре выдвинул рабочую теорию происхождения языка, или теорию трудовых выкриков. Нуаре отмечал, что при совместной работе выкрики и возгласы облегчают и организуют трудовую деятельность. Эти выкрики, вначале непроизвольные, постепенно превратились в символы трудовых процессов. Теория трудовых выкриков, по сути, оказывается вариантом междометной теории.
Отечественное языкознание 20 в. опиралось на осмысление проблемы происхождения языка, которую дал Энгельс в своём известном фрагменте «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876). Основной мыслью Энгельса, заимствованной у Нуаре, является неразрывная внутренняя связь развития трудовой деятельности первобытного человеческого коллектива, развития сознания (и вообще психики) формирующегося человека и развития форм и способов общения. Общение развивается (и затем возникает язык) как необходимое следствие развития производственных и других общественных отношений в трудовом коллективе - у людей появляется что сказать друг другу - и в то же время служит опорой для возникновения высших форм психического отражения, для складывания человеческой личности.
- 2. Язык как система знаков
- 3. Язык, речь, речевая деятельность.
- 4.Структура языка. Основные уровни языковой структуры.
- 9. Язык и общество. Различия в пределах национального языка.
- 10. Язык и общество. Языки межэтнического общения. Мировые языки.
- 11. Происхождение языка. Основные гипотезы происхождения.
- 12. Родство языков и сравнительно-историческое языкознание. Генеалогическая классификация языков.
- 13. Лингвистическая типология. Общая характеристика: фонологическая, морфологическая, синтаксическая типология языков мира.
- 14. Морфологическая типология языков мира.
- 15) Понятие фонемы. Основные функции фонемы. Позиции фонемы.
- 16) Супрасегментные фонетические единицы. Компоненты фразовой интонации.
- 17) Супрасегментные фонетические единицы. Типы и функции словесного ударения.
- 18) Слог как фонетическая единица. Определение и основные теории слога.
- 19.Предмет и задачи лексикологии
- 20. Определение слова. Лексема как основная единица языка.
- 21. Лексическое значение слова. Референт, денотат, десигнат , коннотации.
- 22. Компонентный анализ семантической структуры слова. Понятие семы.
- 23. Лексика как система. Специфика системных отношений в лексике.
- 24. Синонимия, антонимия , омонимия, полисемия в лексике. Типы полисемии и омонимии.
- 25. Способы толкования слов в словарях разных типов
- 26.Грамматика как раздел языкознания. Предмет и задачи грамматики.
- 27. Понятие грамматического значения. Отличия грамматического значения от лексического.
- 28. Способы выражения грамматического значения в языках мира
- 29. Аффиксация как способ выражения грамматического значения. Понятие фузии и агглютинации.
- 30. Грамматическое значение, грамматический показатель, грамматическая форма
- Вопрос 31. Понятие грамматической категории. Грамматический показатель, грамматическая форма.
- Вопрос 32. Понятие морфемы. Морфема, алломорф, морф. Принципы морфемной сегментации.
- Вопрос 33. Типы морфем: сегментные, супрасегментные, нулевые морфемы.
- Вопрос 34. Синтаксис как раздел грамматики. Системные отношения в синтаксисе.
- 38.Актуальность членение предложения. Способы выражения актуального члена предложения.