4.Структура языка. Основные уровни языковой структуры.
Знак – предмет, указывающий на другой предмет, явление, событие. Чтобы выполнять знаковые ф-ии, т.е. выступать заместителем другого предмета, предмет должен обладать рядом признаков: 1) материальной, чувственно воспринимаемой формой – планом выражения (экспонентом). 2) Экспонент должен связываться в сознании людей с некоторой идей – планом содержания (содержанием). 3) Должен быть противопоставленным другим знакам в рамках данной системы. 4) Связь между экспонентом и содержанием как правило условна, произвольна. 5)Содержание знака есть обобщённое и схематическое отражение в сознании людей, использующих этот знак.
Система – упорядоченное множество элементов, связанных определённым отношением.
Структура – способ взаимосвязи элементов системы. Минимальная система включает в себя знак и его отсутствие.
Однородные по содержанию, строению и функции единицы языка образуют уровни языковой структуры. Язык предстаёт как иерархическая уровневая структура. Абстрактным языковым единицам, образующим каждый отдельный уровень, соответствуют единицы речи: планом выражения и планом содержания.
Билет 5. Основные единицы языка и их представленность в речи
-
Под словом обычно понимается минимальная значимая единица языка, которая
-
в функциональном плане:
-
а) прежде всего является основной номинативной единицей языка и предназначена служить чаще всего
-
прямому называнию отдельных элементов опыта (предметов, качеств, свойств, состояний, действий, оценок и т.п.; ср.: стол, студент, умный,рослый, дремать, рубить, отлично), а также отсылке к этим элементам опыта (вышеназванный, этот, я, здесь, сейчас) или
-
-
выражению отношений между элеменами опыта (и, к, для);в структурном плане:
-
б) вступает в синтаксические связи с другими словами в данном словосочетании и предложении;
-
в) во многих случаях представляет собой возможный минимум предложения и берёт на себя функцию члена предложения (Что он пил утром? - Чай.);
-
г) обладает позиционной самостоятельностью и, соответственно, способностью перемещаться в пределах словосочетания или предложения, отделяться словом или словосочетанием от предшествующего или последующего слова.
-
Под морфемой (во французской лингвистической традиции в этом случае употребляют, вслед за Андре Мартине, термин монема) обычно понимают минимальную значимую единицу языка, которая:
-
в функциональном плане:
-
не выступает сама по себе в качестве номинативной единицы и может лишь соучаствовать в сочетании с другими морфемами в образовании номинативных единиц: чай-ник, при-город, вы-сып-а-ть;
-
-
в структурном плане:
-
не обладает названными выше формальными признаками слова б), в), г);
-
может являться одной из составляющих слова (в случае многоморфемного слова) или же совпадать в своих линейных границах со словом (в случае одноморфемного слова).
-
-
Итак, и слово, и морфема являются минимальными знаками языка. При этом слово характеризуется как минимальный свободный знак. Морфема тоже оказывается минимальным языковым знаком, который, однако, в отличие от слова лишён признака свободный. Морфема представляет собой, как правило,связанный знак. На этом, в частности, основании морфема дом- как связанный знак отличается от слова дом как свободного знака. В отношении слова можно говорить о его членении на более элементарные значимые единицы, т.е. о его морфемной структуре (даже и в том случае, когда слово одноморфемно; ср: но, уже, здесь, и, однако, у, в, за). Морфема же не членится на более элементарные значимые единицы. При сегментации высказывания на знаки она вычленяется как конечная составляющая, как предельный знак.
Билет 6.отношение и взаимосвязи языкознания с др науками
Язык связан со всей совокупностью чувственного и мыслительного поведения человека, с его организацией как живого существа, с его бытом, с обществом, в котором он живет, с его творчеством – техническим, умственным, художественным, с историей человеческого общества, поэтому и наука о языке, языкознание, связана с очень многими науками: точными, естественными и гуманитарными.
Языкознание и история
Языкознание связано с историей, поскольку история языка является частью истории народа. Исторические данные обеспечивают историческое рассмотрение изменений языка. Данные языкознания являются одним из источников при изучении таких исторических вопросов, как происхождение народа, развитие культуры народа на разных этапах истории, контакты между народами.
Языкознание и этнография Языкознание тесно соприкасается с этнографией (наука о быте и культуре народов) при изучении диалектного словаря: названия крестьянских построек, утвари и одежды, предметов и орудий сельского хозяйства, ремёсел. Связь языкознания с этнографией проявляется и при классификации языков и народов, при исследовании отражения в языке народного самосознания. Это направление исследований получило название этнолингвистика. Язык в этом случае рассматривается как выражение представлений народа о мире.
Языкознание и психология Языкознание связано также с психологией. Психологическое направление в языкознании изучает мыслительные и прочие психологические процессы и их отражение в речи, в категориях языка.
Языкознание и физиология
Теория Павлова о первой и второй сигнальной системах представляет особое значение для языкознания. «Первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными» – это впечатления, ощущения, и представления от окружающей внешней среды как общеприродной. Вторая сигнальная система связана с абстрактным мышлением, образованием общих понятий.
Языкознание и антропология
Антропология- наука о происхождении человека и человеческих рас, об изменчивости строения человека во времени и пространстве. В данном случае языкознание связано с антропологией при изучении вопроса о происхождении речи.
Языкознание и философия
Философия способствует выработке принципов и методов анализа в языкознании.
Языкознание и семиотика
Так как язык является знаковой системой, то он тесно связан с семиотикой – наукой об общей теории знаков. Семиотика призвана исследовать любые знаковые системы как средства обозначения и передачи значения. Семиотика изучает все знаковые системы: как простейшие типа кодов (телеграфный код, приемы морской и воздушной сигнализации), так и более сложные (сигнализация животных, различные приемы письменности и шифров, знаковая природа географических карт, чертежей, а также пальцевая техника глухонемых) и, наконец, знаковую систему языка.
Языкознание и социология
Социология – это наука о строении общества, его функционировании, эволюции и развитии. Языкознание связано с социологией при решении вопросов как тот или иной язык используется различными социальными объединениями (классами, представителями различных социальных прослоек, профессиональных групп), как отражается на языке разделение и объединение социальных общностей, переселение племен и народов, образование территориально-социальных групп в пределах одного языка (диалекты) или между разными языками.
Языкознание и логика
Язык неразрывно связан с мышлением, следовательно, сама наука о языке связана с логикой – наукой о мышлении и законах, которому подчиняется мышление. Вопрос о соотношении мышления и языка возник еще в античной философии. Язык рассматривается как гибкий инструмент для выражения мысли, соответственно языковая система считается своего рода представлением мыслительной системы
Билет 7. язык и мышление. Языковое и не языковое мышление. Будучи, как сказано, орудием закрепления, передачи и хранения информации, язык тесно связан с мышлением, со всей духовной деятельностью людей, направленной на познание объективно существующего мира, на его отображение (моделирование) в человеческом сознании. Вместе с тем, образуя теснейшее диалектическое единство, язык и мышление не составляют, однако, тождества: они разные, хотя и взаимосвязанные явления, их области пересекаются, но не совпадают полностью.
Мышление может быть вербальным и невербальным. Невербальное мышление осуществляется с помощью наглядно-чувственных образов, возникающих в результате восприятия впечатлений действ-ости и затем сохраняемых памятью и воссоздаваемых воображением. Невербальное мышление представлено в той или иной степени уже у некоторых животных, и именно это обеспечивает животному правильную ориентировку в ситуации и принятие целесообразного решения. Высокоразвитые формы невербального мышления (в сочетании с мышлением вербальным) находим у человека. Так, невербальной является мыслительная деятельность при решении творческих задач технического характера (например, связанных с пространственной координацией и движением частей механизма). Решение подобных задач обычно не протекает в формах внутренней (и тем более внешней) речи. Это — особое «техническое», или «инженерное», мышление. Близко к этому мышление шахматиста. Особый тип наглядно-образного мышления характерен для творчества живописца, скульптора, композитора.
Вербальное мышление оперирует понятиями, закрепленными в словах, суждениями, умозаключениями, анализирует и обобщает, строит гипотезы и теории. Оно протекает в формах, установившихся в языке, т. е. осуществляется в процессах внутренней или (при «размышлении вслух») внешней речи. Можно сказать, что язык определенным образом организует знания человека о мире, расчленяет и закрепляет эти знания и передает их последующим поколениям. Понятийное мышление может опираться и на вторичные, искусственные языки, на построенные человеком специальные системы общения. Так, математик или физик оперирует понятиями, закрепленными в условных символах, мыслит не словами, а формулами и с помощью формул добывает новое знание.
Язык связан со всей психической деятельностью человека, т. е. не только с мыслью, но также с чувством и волей. В частности, у ребенка первые проявления речи направлены не столько на осуществление познавательной деятельности, сколько на выражение волевых побуждений и требований, обращенных к окружающим (доминирует апеллятивная функция). Можно сказать, что на раннем этапе младенчества развитие речи и интеллектуальное развитие еще мало связаны друг с другом. Но постепенно обе линии развития объединяются и примерно с двухлетнего возраста язык становится важнейшим средством формирования мысли ребенка и его приобщения к опыту взрослых.
Билет 8. Моделирование порождение речи. Основные этапы порождения речевого высказывания
Разные лингвистические школы обращались то к одной,то к другой стороне языка, при этом обозначая предмет своего изучения разными терминами — речевая деятельность, языковая деятельность, речь, процессы говорения и понимания, говорение и мн. др. Иногда эти термины оказываются синонимичными, иногда в них вкладывается различное со держание. 'Так, основатель психологизма Г. Штейнталь различал:
• речь (говорение) — проявление языка в данный момент;
• способность говорить — наличие физиологической способности артикулировать и психического содержаниявнутреннего мира, которое предшествует языку и выражается им;
-языковой материал — созданные речевой способностью в процессе говорения элементы, которые употребляются в речи и повторяются для выражения одного и того же содержания;
-язык — совокупность языкового материала одного на рода.
- 2. Язык как система знаков
- 3. Язык, речь, речевая деятельность.
- 4.Структура языка. Основные уровни языковой структуры.
- 9. Язык и общество. Различия в пределах национального языка.
- 10. Язык и общество. Языки межэтнического общения. Мировые языки.
- 11. Происхождение языка. Основные гипотезы происхождения.
- 12. Родство языков и сравнительно-историческое языкознание. Генеалогическая классификация языков.
- 13. Лингвистическая типология. Общая характеристика: фонологическая, морфологическая, синтаксическая типология языков мира.
- 14. Морфологическая типология языков мира.
- 15) Понятие фонемы. Основные функции фонемы. Позиции фонемы.
- 16) Супрасегментные фонетические единицы. Компоненты фразовой интонации.
- 17) Супрасегментные фонетические единицы. Типы и функции словесного ударения.
- 18) Слог как фонетическая единица. Определение и основные теории слога.
- 19.Предмет и задачи лексикологии
- 20. Определение слова. Лексема как основная единица языка.
- 21. Лексическое значение слова. Референт, денотат, десигнат , коннотации.
- 22. Компонентный анализ семантической структуры слова. Понятие семы.
- 23. Лексика как система. Специфика системных отношений в лексике.
- 24. Синонимия, антонимия , омонимия, полисемия в лексике. Типы полисемии и омонимии.
- 25. Способы толкования слов в словарях разных типов
- 26.Грамматика как раздел языкознания. Предмет и задачи грамматики.
- 27. Понятие грамматического значения. Отличия грамматического значения от лексического.
- 28. Способы выражения грамматического значения в языках мира
- 29. Аффиксация как способ выражения грамматического значения. Понятие фузии и агглютинации.
- 30. Грамматическое значение, грамматический показатель, грамматическая форма
- Вопрос 31. Понятие грамматической категории. Грамматический показатель, грамматическая форма.
- Вопрос 32. Понятие морфемы. Морфема, алломорф, морф. Принципы морфемной сегментации.
- Вопрос 33. Типы морфем: сегментные, супрасегментные, нулевые морфемы.
- Вопрос 34. Синтаксис как раздел грамматики. Системные отношения в синтаксисе.
- 38.Актуальность членение предложения. Способы выражения актуального члена предложения.