logo
СМК лекция 22

5. Анализ рекламы

Мы много говорим о положении женщины в современном обществе. О чем свидетельствует информация, обнаруженная американскими исследователями в большом массиве рекламы с помощью контент-анализа? Важно отметить, что эта информация никаким другим методом не могла бы быть обнаружена.

В ходе исследования выяснилось, что мужчины и женщины в качестве пользователей товаров, рекламируемых основными коммерческими телесетями США, четко закреплены за определенными местами в социальном пространстве, когда в качестве такового выступает жилище.

Социальное пространство рекламы и распределение ролей участников в зависимости от их пола

(в % ко всем рекламным сообщениям)

Мужчины

Женщины

Ванна

13

18

Кухня

16

20

Гостиная

39

18

Спальня

5

29

Столовая

13

2

Смешанные случаи

14

14

Чем более «общественным», если применимо такое определение к комнатам в жилище, является место, тем заметнее там в качестве действующего субъекта мужчина, и наоборот: кухня, ванна, спальня (детская почему-то не выделена отдельно) — зона «священнодействия» женщины. Конечно, если бы у нас имелись аналогичные сведения столетней давности, мы бы порадовались за успехи феминистского движения, но эти цифры, характеризующие американское общество на 1978 г., впечатляют.

О том же свидетельствует и статистика появления на экране мужчин и женщин в качестве профессионалов-репортеров. По данным некоммерческой группы мониторинга прессы Центра исследований прессы и общественных событий, в 1989 г. большая часть репортеров телесетей были белыми мужчинами. Только четыре женщины оказались в числе 50 репортеров, которые появлялись в эфире наиболее часто в Эй-Би-Си, Си-Би-Эс и Эн-Би-Си.

И это не только американская ситуация. В исследовании содержания польского телевидения выявилось, что «пропорция между мужчинами и женщинами во всех программах 3:1; доминируют молодость и спонтанность как характеристики, присущие женщинам, и Зрелость и самообладание — мужчинам; абсолютная доминанта мужчин на работе и в общественной сфере и относительный перевес женщин дома».

По «Радио России» прошла как-то передача «Под абажуром», в которой сообщалась следующая информация. В музее сохранился барометр двухвековой давности, где показатель «ясно» обозначался фигурой мужчины, а «к дождю» — фигурой женщины. Вот такой контент-анализ женской эмансипации в XIX веке.