5. Анализ рекламы
Мы много говорим о положении женщины в современном обществе. О чем свидетельствует информация, обнаруженная американскими исследователями в большом массиве рекламы с помощью контент-анализа? Важно отметить, что эта информация никаким другим методом не могла бы быть обнаружена.
В ходе исследования выяснилось, что мужчины и женщины в качестве пользователей товаров, рекламируемых основными коммерческими телесетями США, четко закреплены за определенными местами в социальном пространстве, когда в качестве такового выступает жилище.
Социальное пространство рекламы и распределение ролей участников в зависимости от их пола
(в % ко всем рекламным сообщениям)
| Мужчины | Женщины |
Ванна | 13 | 18 |
Кухня | 16 | 20 |
Гостиная | 39 | 18 |
Спальня | 5 | 29 |
Столовая | 13 | 2 |
Смешанные случаи | 14 | 14 |
Чем более «общественным», если применимо такое определение к комнатам в жилище, является место, тем заметнее там в качестве действующего субъекта мужчина, и наоборот: кухня, ванна, спальня (детская почему-то не выделена отдельно) — зона «священнодействия» женщины. Конечно, если бы у нас имелись аналогичные сведения столетней давности, мы бы порадовались за успехи феминистского движения, но эти цифры, характеризующие американское общество на 1978 г., впечатляют.
О том же свидетельствует и статистика появления на экране мужчин и женщин в качестве профессионалов-репортеров. По данным некоммерческой группы мониторинга прессы Центра исследований прессы и общественных событий, в 1989 г. большая часть репортеров телесетей были белыми мужчинами. Только четыре женщины оказались в числе 50 репортеров, которые появлялись в эфире наиболее часто в Эй-Би-Си, Си-Би-Эс и Эн-Би-Си.
И это не только американская ситуация. В исследовании содержания польского телевидения выявилось, что «пропорция между мужчинами и женщинами во всех программах 3:1; доминируют молодость и спонтанность как характеристики, присущие женщинам, и Зрелость и самообладание — мужчинам; абсолютная доминанта мужчин на работе и в общественной сфере и относительный перевес женщин дома».
По «Радио России» прошла как-то передача «Под абажуром», в которой сообщалась следующая информация. В музее сохранился барометр двухвековой давности, где показатель «ясно» обозначался фигурой мужчины, а «к дождю» — фигурой женщины. Вот такой контент-анализ женской эмансипации в XIX веке.
- 2. Социологические исследования содержания коммуникации.
- Часть 1.
- 1. Изучение текстов как общегуманитарная задача.
- Тексты смк как предмет для изучения
- 2. Социологический анализ содержания как процедура измерения
- Основные условия, которых такой анализ требует.
- 3. Текст как показатель намерений Коммуникатора: эмпирические свидетельства
- 4. Исследование прессы как динамического ряда
- 5. Анализ рекламы
- 6. Возможности прогноза информированности Аудитории
- 7. Контент-анализ кино, радио и телевидения
- Контент-анализ радио и телевидения
- 8. Контент-анализ комиксов и музыкальной культуры