logo
СМК лекция 22

1. Изучение текстов как общегуманитарная задача.

Издавна целью обращения к древним текстам было стремление реконструировать по ним характеристики той или иной цивилизации — религию, историю, экономику, мораль... Но всегда осознавалась проблема — репрезентируют ли эти тексты всю социальную действительность, или при отображении в слове авторы уже определенным образом ее интерпретировали, умалчивая об одном, восхваляя другое.

История всегда черпала в «текстах» прошлого информацию о прошедших временах. Причем, для истории и археологии раскопки, например, — это такой же текст, как и текст летописи, равно как и другие материальные носители следов прошлой культуры.

Известен вклад ряда российских ученых в данную проблему - В. Волошинова, П. Медведева, А. Веселовского. Период начала ХХ века.

Как писал Медведев: «Гуманитарные науки слишком любили заниматься чисто смысловыми анализами идеологических явлений ... и недооценивали вопросы, связанные с их непосредственной реальной действительностью в вещах и их подлинным осуществлением в процессах социального общения».

История литературы понималась Веселовским как «история общественной мысли, насколько она выразилась в движении философском, религиозном и поэтическом и закреплена словом». Веселовский был блестящим аналитиком первобытной поэзии, лекции по этой тематике были прочитаны им в 1870-1901 гг. Веселовский мечтал о создании морфологии сказки: принципов ее строения. Такую работу осуществил В. Пропп. Это был принципиально новый подход к изучению сказки, ее структурный анализ.

Позднее М. Гаспаров провел анализ древнегреческих и латинских так называемых басен Эзопа. Басни дают нам предпочтительные модели поведения, примеры ценностных мотиваций и ориентации, которые все вместе составляли мораль прошлого. «В мире царит зло», «судьба изменчива», «видимость обманчива», «страсти пагубны, потому что они ослепляют человека и мешают ему различать вокруг себя за видимостью сущность», «освободившись от страстей, человек поймет, наконец, что самое лучшее в жизни — довольствоваться тем, что есть, и не посягать на большее».

Сегодня изучение «текстов» с позиций социологии предполагает:

1) отношение к анализируемому тексту как к самодостаточной социальной реальности;

2) установление некоторой системы характеристик внутри текстовой реальности;

3) отслеживание связей этих характеристик со структурой, производящей и потребляющей данные тексты;

4) изучение автора текста, его социальных и индивидуальных характеристик, его позиции и мотивов;

5) изучение текста в контексте эпохи и конкретной социальной ситуации.