logo
СМК лекция 22

3. Текст как показатель намерений Коммуникатора: эмпирические свидетельства

Одно из самых показательных исследований Коммуникатора, имевшее практическое значение — исследование содержания газеты «Истинный американец», проведенное Г. Лассвеллом и Н. Лейтесом во время Второй мировой войны. Задача стояла как никогда остро — исследовать намерения редакции газеты. В качестве единиц анализа были взяты утверждения (суждения) гитлеровской пропаганды (предварительно был проведен контент-анализ союзнической пропаганды Германии и Японии, чтобы выйти на ее главные тезисы в отношении США и их союзников). Исследование послужило главным аргументом обвинения редакции в профашистской ориентации и способствовало запрещению газеты.

Известен пример нетривиального подхода к изучению Коммуникатора: еще во время Первой мировой войны германское высшее командование провело простейший анализ содержания писем между солдатами и их родственниками, чтобы определить дух солдат.

Пример исследования «Истинного американца» послужил образцом для многих исследователей, которые ставили перед собой аналогичную задачу — выйти на характеристики Коммуникатора с помощью анализа произведенных им текстов.

Так, анализ текстов на уровне отдельных высказываний позволил проверить, насколько в реальности выдерживаются декларации отдельных информационных источников о том, что современные СМК придерживаются принципа «фактографичности» информации. Информационные же сообщения должны быть свободны от выражения мнения журналистов по поводу этих событий.

Это, кстати, полностью соответствует одному из «канонов журналистики», принятых в 1923 г. Американским обществом редакторов, который гласит: «Нужно проводить четкую границу между информационными сообщениями и выражением мнений. Информационные сообщения должны быть свободны от выражения какого бы то ни было мнения или пристрастия в любом виде».