Контент-анализ радио и телевидения
До сих пор мы обращались за примерами исследований прессы не только потому, что именно они давали наиболее яркие и показательные образцы применения контент-анализа. Газетный лист более доступен исследователю, на радио же и телевидении до консервации звука и затем видеоряда было технически очень трудно исследовать содержание. Поэтому первые исследования анализировали радиопередачи по программам, напечатанным в газетах. Это определяло и задачи, и результаты исследований: общий объем вещания и удельный вес различных видов передач.
К таким работам относится предпринятый Дж. Ландбергом в 1927 г. анализ расписания передач всех нью-йоркских радиостанций за месяц; к наиболее значительным по объему относится исследование В. Албига. Следует упомянуть и принадлежащий Л. Сасмэнн анализ новостей 33-х радиостанций, содержащих сообщения о рабочем и профсоюзном движении. Это исследование было вызвано иском лидеров рабочего и профсоюзного движения к радиостанциям, которые, с их точки зрения, отличались недоброжелательным тоном по отношению к рабочему и профсоюзному движению.
Первые исследования телевизионных программ также производились по законам анализа печатного текста. Видеоприрода сообщения ничего принципиально нового не вносила в методику исследования.
Появление в качестве объектов анализа радио и телевидения привнесло в теорию контент-анализа необходимость решать новые проблемы. На совокупную оценку, которую выводит исследователь из текста влияет и набор фактов, которыми оперирует автор сообщения. А факты отнюдь не безоценочны.
Особенно ярко это проявляется в телевизионных сообщениях — здесь проблема видеоряда привносит дополнительную многозначность, вариабельность интерпретации. Казалось бы, ну что тут особенного — видеокамера показала нам депутата в Госдуме, ковыряющего в носу. Однако не случайно первая российская Госдума неоднократно принимала специальные постановления, чтобы показать тележурналистам их место, вплоть до высылки на балконные места зала заседаний.
Эта проблема решается так: в контент-аналитических исследованиях иногда специально предусматривается возможность принятия решения методом сличения мнений двух, а иногда и большего числа кодировщиков. Ситуация отнюдь не уникальная, и в принципе она ничем не отличается от механизма принятия решения в судействе в фигурном катании.
- 2. Социологические исследования содержания коммуникации.
- Часть 1.
- 1. Изучение текстов как общегуманитарная задача.
- Тексты смк как предмет для изучения
- 2. Социологический анализ содержания как процедура измерения
- Основные условия, которых такой анализ требует.
- 3. Текст как показатель намерений Коммуникатора: эмпирические свидетельства
- 4. Исследование прессы как динамического ряда
- 5. Анализ рекламы
- 6. Возможности прогноза информированности Аудитории
- 7. Контент-анализ кино, радио и телевидения
- Контент-анализ радио и телевидения
- 8. Контент-анализ комиксов и музыкальной культуры