logo
СМК лекция 22

Контент-анализ радио и телевидения

До сих пор мы обращались за примерами исследований прессы не только потому, что именно они давали наиболее яркие и показательные образцы применения контент-анализа. Газетный лист более доступен исследователю, на радио же и телевидении до консервации звука и затем видеоряда было технически очень трудно исследовать содержание. Поэтому первые исследования анализировали радиопередачи по программам, напечатанным в газетах. Это определяло и задачи, и результаты исследований: общий объем вещания и удельный вес различных видов передач.

К таким работам относится предпринятый Дж. Ландбергом в 1927 г. анализ расписания передач всех нью-йоркских радиостанций за месяц; к наиболее значительным по объему относится исследование В. Албига. Следует упомянуть и принадлежащий Л. Сасмэнн анализ новостей 33-х радиостанций, содержащих сообщения о рабочем и профсоюзном движении. Это исследование было вызвано иском лидеров рабочего и профсоюзного движения к радиостанциям, которые, с их точки зрения, отличались недоброжелательным тоном по отношению к рабочему и профсоюзному движению.

Первые исследования телевизионных программ также производились по законам анализа печатного текста. Видеоприрода сообщения ничего принципиально нового не вносила в методику исследования.

Появление в качестве объектов анализа радио и телевидения привнесло в теорию контент-анализа необходимость решать новые проблемы. На совокупную оценку, которую выводит исследователь из текста влияет и набор фактов, которыми оперирует автор сообщения. А факты отнюдь не безоценочны.

Особенно ярко это проявляется в телевизионных сообщениях — здесь проблема видеоряда привносит дополнительную многозначность, вариабельность интерпретации. Казалось бы, ну что тут особенного — видеокамера показала нам депутата в Госдуме, ковыряющего в носу. Однако не случайно первая российская Госдума неоднократно принимала специальные постановления, чтобы показать тележурналистам их место, вплоть до высылки на балконные места зала заседаний.

Эта проблема решается так: в контент-аналитических исследованиях иногда специально предусматривается возможность принятия решения методом сличения мнений двух, а иногда и большего числа кодировщиков. Ситуация отнюдь не уникальная, и в принципе она ничем не отличается от механизма принятия решения в судействе в фигурном катании.