8. Контент-анализ комиксов и музыкальной культуры
Социологи проявляли удивительную изобретательность, чтобы с помощью этого социологического метода «выжать» социальную информацию из огромного моря текстов, которые к тому времени произвела индустрия Смк. Упомянем исследование комиксов М. Шпигельмана, К. Тервиллингера и Ф. Феринга в 1950 г.
К тому времени комиксы были очень распространены. Американским рынком почти полностью владели два издательских концерна: «The Metropolitan Group of Sunday» (тираж составлял около 17 млн и почти 50 млн читателей) и «Puck, the Comic Weekly» (тираж около 9 млн, число читателей около 19 млн). Если учесть, что часть населения читала оба издания, общее число регулярно читающих комиксы в стране на тот момент составляло по меньшей мере 60 млн человек.
Присутствие «настоящих» американцев в качестве главных героев комиксов было доминирующим. Жизненные устремления героев делились в зависимости от их принадлежности к разным социальным слоям: мужчины из высших слоев стремятся к гуманным целям, из среднего слоя — к целям эгоистического характера, герои из низших слоев — к индивидуальному наслаждению, личным удовольствиям.
Чтобы продемонстрировать тематический разброс возможностей применения контент-анализа, упомянем одно достаточно оригинальное исследование, позже положившее начало образованию своеобразного класса себе подобных.
Распространенность в СМК музыкальных текстов, а проще говоря, произведений разных композиторов, позволила французскому культурологу А. Молю определенным образом описать музыкальную культуру западно-европейских стран. Известно, что в восприятии произведений искусства, в частности музыки, господствует закон соотношения известного и неизвестного.
Поэтому достаточно представить совокупный музыкальный текст общества, например, произведения, передаваемые каким-либо вещательным каналом за определенный период, чтобы автоматически охарактеризовать музыкальную культуру той или иной страны. Так, приводимые Молем данные об исполнении радиостанциями западноевропейских стран произведений тех или иных композиторов говорят о том, что половина всей исполняемой музыки принадлежит 14-ти композиторам, три четверти — 35-ти композиторам, и лишь четверть всей исполняемой музыки приходится на 49 остальных композиторов.
- 2. Социологические исследования содержания коммуникации.
- Часть 1.
- 1. Изучение текстов как общегуманитарная задача.
- Тексты смк как предмет для изучения
- 2. Социологический анализ содержания как процедура измерения
- Основные условия, которых такой анализ требует.
- 3. Текст как показатель намерений Коммуникатора: эмпирические свидетельства
- 4. Исследование прессы как динамического ряда
- 5. Анализ рекламы
- 6. Возможности прогноза информированности Аудитории
- 7. Контент-анализ кино, радио и телевидения
- Контент-анализ радио и телевидения
- 8. Контент-анализ комиксов и музыкальной культуры