logo
СМК лекция 22

4. Исследование прессы как динамического ряда

Возможности анализа одного источника в динамике, т. е. на протяжении ряда лет, продемонстрировало исследование под названием «World Attention Survey». Оно было предпринято в конце 1940-х годов. Авторы - Г. Лассвелл, Н. Лейтес, Д. Лернер, И. де Сола Пул и др.

Для анализа были выбраны так называемые «престижные» газеты, которые читаются политической элитой всего мира и могут считаться достаточно надежным индикатором идеологических трансформаций, происходящих в тех странах, где они издаются. По свидетельству самих авторов, это исследование стало опытной базой для многих теоретических обобщений, которые на сегодня составляют методологическую основу контент-анализа.

Федотова (в составе группой анализа эффективности телевидения факультета журналистики МГУ) изучила деятельность программы «Время» в 1984 и 1987 гг., получив весьма точное представление о процессах, которые происходили в обществе в эти годы.

В 1984 г. среди выступавших в этой главной телеинформационной программе страны были:

31 % — политические лидеры,

18% — руководители предприятий, колхозов, учреждений, главные специалисты,

7 % — творческая интеллигенция,

5 % — руководители подразделений предприятий.

В 1987 г. распределение лиц было принципиально иным:

5 % — политические лидеры,

28 % — руководители предприятий, колхозов, учреждений, главные специалисты,

11 % — творческая интеллигенция,

12% — руководители подразделений предприятий.

Таким образом, исследователям удается иногда с помощью одной-двух характеристик содержания реконструировать существенное в самих задачах, которые ставит перед собой Коммуникатор.

В социологическом исследовании системы массовых коммуникаций, существующей в среднем промышленно развитом городе СССР (1967-1974 гг.), в ходе анализа содержания местных печати, радио и телевидения была поставлена задача выявить распределение информации в этих каналах по хронологии. Важная функция СМК по установлению связи времен.

Осознание народом таких важных понятий как «моя родина», «моя история», «мой народ» невозможно без ощущения живой связи сегодняшнего с прошлым. Как выяснилось, доля «прошлого» в информации местных газет, радио и телевидения колебалась от 23 % (максимально — на областном телевидении) до 10% (минимально — в областной партийной газете).

Эти данные дают основание для следующих соображений. Областные СМИ в большей степени рассматривают свою Аудиторию как общность, организованную во времени: связи ее с историческим прошлым ощущаются ими как зримые, как существенные. Наоборот, городские СМИ скорее ориентируются на эту общность как организованную в пространстве, с меньшим вниманием к историческому опыту... Можно предположить, что они в большей степени ставят объектом своего внимания именно хозяйственную деятельность той общности, на которую они воздействуют, ориентируются на ее «хозяйственный» ритм.