Экофилософия мирового развития. Материалистические и идеалистические представления о взаимоотношениях человека и природы.
Под экофилософией автор понимает наднаучный взгляд на ту часть окружающего человека материального мира, которая образует среду его обитания, и на взаимоотношения человека с этой частью мира.Экологическое сознание всегда формировалось в более широких – мировоззренческих рамках. Можно выделить общие и наиболее значимые черты экофилософии доиндустриального ииндустриального периодов (от зарождения первых цивилизаций довторой п. XX в.).Вплоть до теоретического этапа развития естествознания (XIX –пп. XX в.), по времени совпавшего с периодом индустриализации,экофилософия носила не только наднаучный, но и, преимущественно,вненаучный характер.Тем не менее, еще задолго до рождения науч-ной экологии,философы давали глубокие, часто, провидческие оценки созерцаемого. Не потерявшие актуальность изречения древних –яркий тому пример. Н.Ф. Реймерс предварил свою последнюю книгу«Надежды на выживание человечества»безнадежно мрачным эпиграфом: «Люди погибнут от неумения пользоваться силами природыи от незнания истинного мира» [Реймерс, 1992].Развитие философии в индустриальный период пошло по пути ее
конвергенции с наукой. Результатом этого стало не только новое ка-
чество философского знания, но и появление первых попыток по-
строения цепи «философия – наука – практика», оказавших зримое
влияние на принятие конкретных решений и как результат – на всю
социально-экономическую жизнь в последние 2 – 3 столетия. В слу-
чае с экофилософией эта цепь также имеет три звена, но более кон-
кретные: «экофилософия – экология – экоповедение».Одним из ключевых во-
просов естествознания, стал вопрос о сущности и характере взаимо-
отношений в планетарной системе «Человек – Природа». В зависи-
мости от понимания этого вопроса появились попытки построить
общий алгоритм поведения человека и общества в отношении к при-
роде.
Экофилософия как самостоятельная область философского зна-
ния существует сравнительно недавно. Среди наиболее автори-
тетных ученых-экофилософов, в России чаще других называют
В.И. Вернадского, Н.Н. Моисеева. В западной философии не ме-
нее широко известны Э. Реклю, О. Леопольд и др. деидеологизация философии и ре-
лигии, наступившая, якобы, в эпоху плюрализма и толерантности, не
более, чем миф. Скорее наоборот, их идеологическая функция в обо-
зримой перспективе будет усиливаться во всем мире (достаточно
вспомнить т.н. «исламский фактор»). Главным философско-
идеологическим конфликтом в вопросе взаимоотношений природы и
общества стал конфликт между идеалистическими и материалистиче-
скими взглядами на мироздание.
Для материалистов экологическая проблематика более близка,
т.к. внешний мир для них материализован. Опора на научные, эмпи-
рически проверенные данные придает большую уверенность в позна-
ваемости и, значит, решаемости проблемы гармонизации отношения
человека с окружающим его миром, в частности, по экологическим. параметрам. Опора на науку, эмпиризм – главное достоинство мате-
риализма. на этапе эмпиризма стала выкристаллизовываться и прини-
мать все более четкие очертания экофобная концепция, ставшая док-
тринальной в эпоху индустриализации: концепция «власти человека
над природой» как результата научно-технического прогресса и как
первоосновы его могущества и процветания. Одним из ее первых идеологов был Ф. Бэкон в кон-
це XVI в. Именно эта концепция стала главной «экофилософией» в
эпоху индустриализма. Индустриализация, активно втягивая людей в
сферу материального производства, столь же активно «материали-
зовывала» и сознание, а вместе с ним и массовое мировосприятие. Огромной популярностью пользовались труды Л. Фейербаха. Фейербаховская теория
антропологического материализма стала ключевой концепцией эко-
философии периода индустриализма. Идея Человека-бога легла в основу всей конструкции материалистических взглядов на
характер взаимоотношений человека и природы в период начальной
индустриализации. Стремительно растущая зависимость человека от ресурсов при-
роды, ее богатств в период индустриализации не только подкрепляли
веру в истинность фейербаховских и ленинских взглядов, но и толка-
ли на активные действия. «Течет вода
Кубань-реки куда велят большевики!» В этом ракурсе видится закономерным закат к концу XX в. наи-
более стройной и целостной материалистической концепции индуст-
риальной эпохи – марксистской, Так как в экологии речь идет о «внешнем мире», в идеалистиче-
ских концепциях традиционно в меньшей степени обращалось вни-
мание на экологическую проблематику, нежели в материалистиче-
ских.
Проблематика взаимоотношений природы и общества, как и ес-
тествознания в целом, находится на периферии таких мировых рели-
гий, как иудаизм, христианство, магометанство. Более целостной
картина этих взаимоотношений представлена в индуизме. Один из
основателей отечественной социальной экологии С.М. Мягков счи-
тал наиболее «экологичной» религией язычество, которое одушевляет
природу и благоговеет перед нею как перед матерью.
Один из теперь очень почитаемых в России философов – фран-
цузский теолог Тейар де Шарден – редкое исключение из названной
печальной традиции. Автор идеи «ноосферы» живо интересовался
вопросами естествознания и взаимоотношений человека и природы.
Однако чрезмерное вольнодумие и публичное изложение своих ори-
гинальных идей ему стоили анафемы со стороны официальной като-
лической церкви, лишения сана и изгнания из церкви.
В последнее время наметился некоторый поворот идеалистиче-
ской философской и теологической мысли к экологии. Спектр совре-
менных оценок идеалистических экофилософий (экотеологии) ши-
рок, в большинстве своем они отражают мировоззренческие и идео-
логические взгляды авторов, что естественно. Отсутствие внятных трактовок и тем более, популяризации рас-
сматриваемой тематики со стороны христианских, в частности, пра-
вославных богословов, позволяет использовать «экологию» как но-
вую «борозду» для противопоставления «экофильных» восточных
религий и «экофобного» западного христианства. Экофильные концепции мировоззрения во многом определили хозяйственно-культурный уклад в традиционных аграрных об-
ществах. Эволюция природопользования и связанных с ним институ-
тов и культурных традиций Востока коренным образом отличается от
европейского опыта. Христианство поставило человека над природой
и сыграло этим отрицательную роль в отношении природопользова-
ния. Хотя иудейско-христианская этика и делает человеческие суще-
ства ответственными перед Богом за сохранение природного разно-
образия (биоразнообразие – собственность Бога), но с позиций про-
тестантизма, например, профессиональная деятельность рассматри-
вается не просто как средство удовлетворения материальных нужд,
но как священная обязанность, долг перед Богом, а деловой успех –
как знак избранности, путь к спасению. Материальный прогресс сде-
лался самоцелью. Рыночная экономика и унаследованные от христи-
анства либеральные ценности (свобода, практицизм, предприимчи-
вость и др.) еще более закрепили самоцель материального прогресса
в западной техногенной цивилизации, потребительство и разруши-
тельное отношение господства человека над природой. На пороге
XXI века Активно
проповедуется мысль, что западная ментальность направлена на пре-
образование природы, а восточная на гармонию с ней, что, по мень-
шей мере, упрощает реальный спектр идей, как на Западе, так и на
Востоке.
Вполне вероятно, что в постиндуст-
риальном обществе будут вызревать предпосылки идеалистического
ренессанса. Наметившиеся в этом направлении тенденция уже полу-
чила название «постматериализма». Переход массового сознания к
двум формам бытия – «реальной» и «виртуальной», в условиях отно-
сительного материального пресыщения хорошая для этого почва, так
же как столетием назад становление индустриального общества с его
приматом организации массового материального потребления стало
главной исторической предпосылкой триумфального шествия мате-
риализма во в.п. XIX – п.п. XX в. Хотя социологический анализ
тяготения к материалистическому или идеалистическому
мировосприятию в обществе – тема отдельная и очень сложная, тем
не менее известно, что наибольший отклик идеализм находит либо у
относительно более бедных, либо у более богатых. Периоды
массового материального обогащения способствуют развитию
прагматизма и мировоззренческого тяготения к материализму. Диалектический круг «знания – незнания» применительно к сис-
теме «Человек – Природа» как был, так и будет оставаться замк-
нутым на обозримую перспективу, несмотря на все неоспоримые
достижения научного познания. И материализм, и идеализм, прин-
ципиально по-разному трактуя Бытие и место в нем Человека, ре-
шая вопрос «первичности и вторичности», в большей части фило-
софских конструкций сходятся в том, что человек «на этом Свете»
живет в своем «жилище» – окружающем его материальном мире,
«в мире сем». Быть «не от мира сего» – значит уходить от него, не-
осознанно либо сознательно уклоняться от проблем его устройства.
Нельзя забывать, что глобальная экологическая проблема – это про-
блема всех, материалистов и идеалистов, верующих и атеистов, уче-
ных и не ученых. Для поиска конструктивной экофилософии как ба-
зы экополитики постиндустриального времени, по-видимому, при-
дется отказаться от идеи предварительного решения спора между
идеалистами и материалистами в чью либо пользу, так же как и от
идеи, что «религия и наука несовместимы». Более продуктивно ис-
кать возможности использования экофильных идеалистических и
материалистических подходов в познании окружающего мира, но не
по принципу «скрестить ужа и ежа», а «сопрягая» экофильные сто-
роны каждого из них. Это ни в коей мере не помешает продолжению
извечного и принципиального идейного спора между идеалистами и
материалистами. А решению экологической проблемы будет способ-
ствовать.
- Подготовка к экзамену по эпрмх
- Понятия «мировое хозяйство», «развитие мирового хозяйства» и «экологические проблемы». Актуальность курса Экологические проблемы развития мирового хозяйства.
- Главное! Все-таки западная модель.
- Оценки экологической обстановки в дицивилизационный период развития человека.
- Оценки экологической обстановки на Земле в аграрный период развития хозяйства.
- Оценки экологической обстановки на Земле в индустриальный период развития мирового хозяйства.
- Оценки экологической обстановки в постиндустриальный период развития мирового хозяйства.
- «Объективное – субъективное» в восприятии экологической обстановки на разных этапах развития хозяйства.
- Экофилософия мирового развития. Материалистические и идеалистические представления о взаимоотношениях человека и природы.
- Биоцентризм и антропоцентризм в экофилософии.
- Детерминизм – индетерминизм в исследованиях системы «Природа – Общество».
- Глобальные экологические проблемы как порождение индустриального развития мирового хозяйства. Современные оценки глобальных экологических угроз.
- Сущность и современные оценки гипотезы парникового эффекта.
- Сущность и современные оценки проблемы озонового слоя.
- Сущность и современные оценки проблемы биоразнообразия.
- Экологические аспекты развития демографической ситуации на Земле.
- Современные экологические проблемы мирового океана.
- Современные проблемы опустынивания, эрозии и обезлесивания.
- Эколого-экономическая оценка важнейших природных ресурсов. Рациональное и нерациональное природопользование.
- Экологическая оценка мирового сельского хозяйства. Экологический фактор размещения сельскохозяйственных объектов в развитых странах.
- Экологическая оценка отраслей мировой обрабатывающей промышленности. Экологический фактор размещения промышленных объектов в развитых странах.
- Экологическая оценка сферы нематериального производства. Экологическая оценка современного транспорта.
- Экологическая оценка социально-экономических процессов в странах Полупериферии мирового хозяйства. Экологическая оценка изменений отраслевой структуры хозяйства в странах Полупериферии.
- Причины и последствия смещения эпицентра важнейших экологических проблем в страны Полупериферии мирового хозяйства.
- Экологическая оценка социально-экономических процессов в странах Периферии мирового хозяйства.