Экологическая оценка сферы нематериального производства. Экологическая оценка современного транспорта.
Доля третичного сектора в ВВП развитых стран - более 70 %, России– около 60 %, в среднем по миру – 45-50 %.
Необходимо отметить, что:
экологические проблемы сегодня идут отнюдь не за счёт природопользования как в индустриальную эпоху. Прямая корреляция между плотностью населения, индустриальной нагрузкой и экологическими проблемами ушла в прошлое.
параллельно идёт нагрузка на природу, нематериальная сфера требует всё больше и больше энергии, поэтому в обозримом будущем энергообеспеченность будет возрастать.
Несколько блоков в нематериальном производстве:
транспорт
ЖКХ
-рекреация, индустрия туризма.
Транспорт имеет несколько комплексов проблем:
загрязнение среды (воды, воздуха и т.д.) различными химическими соединениями (CO2, CO, свинец, бензопирен, оксиды азота, серы);
-шумовое загрязнение;
нарушение естественных экосистем, биогеоценозов.
На первом месте по вредоносности стоит автомобильный транспорт. Он пока занимает ведущее место в загрязнении окружающей среды в развитых странах. В крупных городах и агломерациях автотранспорт дает до 80% всех выбросов в атмосферу, опережая все другие источники. Усиление загрязнения окружающей среды автотранспортом связано с продолжающимся увеличением числа автомобилей в большинстве стран. Вместе с ростом автомобильного постоянно идёт и рост его качества. Для этого предпринимается целый комплекс мер: В США и развитых странах Западной Европы осуществлен переход на неэтилированный бензин с использованием палладиевых и платиновых каталитических нейтрализаторов отработанных газов…
Одним из перспективных направлений является также и газификация автопарка, поскольку это и экологически, и экономически выгодно. «…Уменьшение выбросов, изменение их структуры может быть достигнуто многими способами: применением новых видов топлива (Н2, СН4 и другое газовое топливо, комбинированное топливо, синтетические виды топлива, спирты), усовершенствованием процесса сгорания, каталитической очисткой выхлопных газов. В странах Западной Европы, Северной и Южной Америки и Австралии, помимо ужесточения стандартов и штрафных санкций за вредные выбросы с отработанными газами автомобилей, для стимулирования использования сжатого природного газа в качестве моторного топлива снижены налоги на строительство автогазовых заправочных станций, приобретение газобаллонных автомобилей».
В ЕС введен стандарт ЕВРО-3, который установил нормы выбросов в целом в 2 раза более жесткие, чем ЕВРО-1. Постоянно ужесточаются нормы влияния на окружающую среду авиационного (с учетом, помимо химического – шумового загрязнения), железнодорожного, водного и трубопроводного транспорта
Экологическая оценка рекреационной деятельности и мировой туриндустрии. Экологический фактор размещения объектов сервиса и развития транспортной сети.
Экологическая оценка изменений отраслевой структуры хозяйства в странах Центра. Социально-экономические истоки появления эколобби. Вывод «грязных» производств из стран Центра.
Экологический фактор размещения сельскохозяйственных и промышленных объектов в развитых странах. Экологический фактор размещения новейших производств, объектов сервиса и развития транспортной сети в странах Центра.
Экологический фактор трансформации отраслевой и территориальной структуры хозяйства в странах Центра.
Экологический фактор расселения населения в странах Центра. Экологические потребности постиндустриального общества и возможности их удовлетворения.
В последние десятилетия в научной социологии на смену тради-
ционному понятию «уровень жизни» пришло понятие «качество жизни». Оно отражает изменение шкалы ценностей в материально
обеспеченных благополучных обществах в сторону усиления значи-
мости нематериальных ценностей. «Качество жизни» – понятие более широкое, чем «уровень жиз-
ни», и, прежде всего за счет именно нематериальных компонентов:
доступность образования и достижений мировой и национальной
культуры, возможности вести здоровый образ жизни, эстетика окру-
жающего пространства. Для формализованной оценки качества жиз-
ни разработана принятая ООН система индикаторов. Она включает в
себя не только традиционные показатели ВВП на душу населения
или душевого дохода, но и уровень грамотности населения, число
лиц, имеющих высшее образование, доступность и уровень здраво-охранения и т.д. Значимым компонентом «качества жизни» в постиндустриаль-
ном обществе становятся экологические параметры условий жизни
человека. Экологические потребности людей в постиндустриальных стра-
нах непрерывно растут, и это имеет объяснение.
Существуют две концептуальные модели оценки качества жизни:
объективистская и субъективистская. В объективистской качество
жизни оценивается на базе совокупности соответствующих статисти-
ческих показателей (душевой доход, ожидаемая продолжительность
жизни и т.д.). При субъективистском подходе главным считаются
субъективные ощущения людей. Субъективное восприятие качества
среды жизни зависит, в частности, от интеллектуального развития
индивида, образованности, общего мировосприятия и др. В оценке
качества жизни учитывать субъективное восприятие человеком ок-
ружающего его мира не менее важно, чем учитывать объективные
показатели. Для этого необходимы особые методы и формы исследо-
вания: анкетирование, интервьюирование и др.
Забота о здоровье. Если еще полвека назад даже в наиболее раз-
витых странах здоровье, прежде всего, зависело от медицинского об-
служивания, то теперь все больший вес приобретает экологический
фактор. В большинстве постиндустриальных стран всеобщая доступ-
ность медицинского обслуживания стала одним из первых достиже-
ний идей демократии и гуманизма. Традиционное медицинское об-
служивание перестало быть привилегией. Если бы этого не было,
вряд ли бы развитые страны имели столь высокие показатели средней
ожидаемой продолжительности жизни их граждан. В тотальной эко-
логизации жизни видится теперь главный резерв для улучшения здо-
ровья людей и дальнейшего роста продолжительности жизни. Стано-
вится понятным, почему именно забота об «экологии», а не традици-
онное здравоохранение вышло в США на первый план.
В рамках нового социального заказа «спрос на экологию» может
сравниться только со «спросом на генетику». Теперь культ «здорово-
го образа жизни» глубоко проник в сознание среднестатистического
обывателя развитой страны.
Главным социальным носителем этого культа стал средний класс.
Экологические «притязания» представителей среднего класса в по-
стиндустриальном обществе высоки. На бытовом уровне они рас-
сматриваются как один из важных элементов комфорта и здорового
образа жизни. Эти притязания уже совершают медленный переворот
в сельском хозяйстве, стимулируя отказ от любых экологически
опасных технологий и переход на потребление экологически чистых
продуктов. Пока такие продукты – одна из привилегий богатых, но
по мере роста благосостояния она будет становиться доступной для
все более широких слоев населения. В США экологически чистые
продукты уже составляют около четверти продовольственного рын-
ка.
Экономический интерес. Рост экологических притязаний связан
не только с общим ростом благосостояния людей, но и с описанными
выше переменами в системе хозяйствования, занятости и социальном
составе. Конец «культа индустрии» привел к осознанию того, что в
постиндустриальной экономике заводы и фабрики перестали быть
«главными кормильцами» для большинства людей. Фабричный рабо-
чий смотрел на экологические проблемы как на неизбежные издерж-
ки того, что у него есть работа и заработок. Принципиально другое
отношение – у работника умственного труда. Для него благополуч-ные экологические параметры окружающей среды становятся одним
из факторов производительности труда. Для представителей многих
творческих профессий (художников, режиссеров, ученых) экологиче-
ский фактор уже давно стал одним из главных для организации твор-
ческого процесса. Таким образом, модифицированная с наступлени-
ем постиндустриализма цепь «хозяйство – занятость – социальный
состав общества» меняет шкалу ценностей в обществе и преференции
общественного спроса в сторону усиления экологических интересов.
Пятьдесят лет назад дуйсбургский рабочий, так же как и магнитогор-
ский, знал, что дымящая труба за окном – это, прежде всего, хлеб и
жилье для его детей. Сегодня менеджеры туристских агентств в
Дуйсбурге и в Магнитогорске знают, что дымящая труба – это угроза
астмы для детей и пугало для туристов. Если для рабочего плохая
«экология» – часть платы за возможность прокормить семью, то
для работника умственного труда хорошая «экология» – одно из
важных условий его эффективной работы. При этом принципиально
то, что новую конъюнктуру начинают осознавать и учитывать при
принятии решений не только работники, но и работодатели.
Если в индустриальную эпоху в общественном сознании небла-
гополучная «экология» воспринималась как неприятная, но вынуж-
денная издержка собственного материального благополучия в обще-
стве, где экономической базой была промышленность, теперь, когда
она таковой не является, когда ее роль для большинства стала вто-
ричной, обслуживающей, теряется чувство фатальной неизбежности
подобных издержек.
Важнейшим продуктом развития авангардных стран в индустри-
альный период стало т.н. «общество потребления». Именно с обще-
ством потребления многие экологи связывают экологические беды на
планете. Опираясь на критику общества потребления, Медоузы при-
зывали сократить объемы материального производства, остановить
рост населения и капитала [Медоуз, Медоуз, Райдерс, 1994, с. 586].
Рационализация потребления многими экологами называется од-
ним их важнейших условий экологизации жизни. Однако понимание
этой рационализации – самое различное и в большинстве случаев за-
висит не столько от особенностей профессиональных подходов,
сколько от политических пристрастий.
Общество потребления – естественный плод эффективной эко-
номики и огромное достижение стран с воспитанными веками куль-культурой труда народов в сочетании с грамотной экономической
политикой их руководителей. Психологию общества потребления
неверно сводить к погоне только за материальными благами.
Как это ни парадоксально звучит, сегодня есть основание гово-
рить о рождении общества экопотребления. Результаты анализов
общественного мнения показывают, что у населения развитых стран
происходит смещение от потребности в традиционных благах к эко-
логическим. Подобная тенденция последнее десятилетие отчетливо
проявляется и в России [Гусев, Гусева, 1996, с. 68]. Как следствие,
промышленные корпорации для уменьшения конфронтации с обще-
ственностью тратят больше средств на создание экологически безо-
пасных производств, что в конечном счете благоприятно сказывается
и на конкурентоспособности их продукции [там же]. Постиндустриальная экономика опирается на принципиально
новые приоритеты в потреблении, которые расставляет богатое
постиндустриальное общество, где впервые в истории массовый
спрос на нематериализованные товары сравнялся и зачастую начина-
ет превосходить по стоимости спрос на материальные товары
Экономические и технологические возможности экологизации жизни в странах Центра. «Экология» как новая производительная сила.
Тем не менее, видеть в технологии панацею от всех экологиче-
ских бед вряд ли разумно. История человечества не раз показывала,
что поиски простых решений сложных проблем – опасная стезя. А
доказывать, что экологическая проблема сложная, вряд ли нужно.
Можно говорить только об участии технологии в решении экологи-
ческой проблемы. При этом, чтобы даже приблизительно оценить
«вес» технологических нововведений в решении экологических про-
блем совершенно недостаточно оценить сами нововведения. Вопрос
участия технологий в решении экологических проблем – не только
вопрос их потенциальной эффективности. Не менее важный вопрос – имеющиеся возможности реализации потенциала экофильных техно-
логий, в частности, описанных в книге «Фактор четыре», т.е. их вне-
дрения в соответствии с потребностями и удовлетворения этих по-
требностей. Именно в этом, втором вопросе, невозможно обойти сто-
роной постиндустриальные тенденции.
Совершенно очевидно, что развитые постиндустриальные страны
не только есть и будут в обозримой перспективе главными разработ-
чиками разнообразных экофильных технологий, но и их главными
потребителями. Именно постиндустриальные страны идут в авангар-
де не только разработки, но и массового внедрения экофильных ин-
новаций. Главных факторов два: имеющиеся возможности, связанные
с высоким уровнем экономического развития этих стран, и растущий
спрос на технологические инновации, связанный с повышением
спроса на «экологию» со стороны постиндустриального общества.
Именно постиндустриальные тенденции в обществе и, прежде все-
го, рост экологических притязаний людей стимулируют интерес к
разработкам экофильных технологий, которые будучи запущенными
в экономический оборот, из опытных образцов становятся нормой.
Формируя спрос на «экологию», постиндустриальное общество дела-
ет экологическое оздоровление хозяйства не только желаемым, но и
выгодным (см. гл. 3, § 3). Технологические инновации идут рука об
руку с экономикой, только оглядываясь на экологию, но не более то-
го. Непростой вопрос, при всех впечатляющих достижениях техники
это пределы технологических возможностей решения экологиче-
ских проблем. Пока технологические нововведения в массе своей
ориентированы на решение экологических проблем, «лежащих на
поверхности» и направлены, прежде всего, на улучшение среды жиз-
ни человека. Это проблемы «первого плана» – проблемы загрязнения
окружающей среды (загрязнение воздушного бассейна, водоемов
конкретными загрязнителями). Чтобы догадаться об их наличии, не
нужно быть экологом – достаточно не иметь заложенным нос, откры-
вая форточку или выходя на улицу, и иметь глаза, подходя к реке или
проезжая мимо мусорного полигона. Именно в решении подобного
рода проблем достигнуты наиболее впечатляющие успехи по внедре-
нию экофильных технологий. Один из закономерных приоритетов –
технологическая модернизация автомобилей, которые обеспечивают
до 70% загрязнения воздуха в городах. Современный автомобиль
«Форд» или «Рено» выбрасывает в 60–80 раз меньше нитратов и СО,
чем машины тех же марок, но четвертьвековой давности (примеча-
тельно, что российских автотуристов часто не пропускают в страны
Евросоюза из-за недопустимо грязных выхлопов отечественных авто-
мобилей (стандарты ЕВРО 1 – 3). Технологическая модернизация сегодня не только успешно реша-
ет проблему снижения загрязнений, но и способна кардинально из-
менить ситуацию с ресурсным обеспечением высокоразвитых стран,
что будет иметь не только серьезные геополитические, но и экологи-
ческие последствия. По мнению ряда ученых, технологическая рево-
люция последних десятилетий практически полностью сняла с пове-стки дня проблему скорой исчерпаемости минеральных и энергети-
ческих запасов. Вот только некоторые из этих примеров: «Рост объ-
емов производства сегодня опережает рост потребления минераль-
ных ресурсов и энергии. США, при увеличившемся в 2,5 раза вало-
вом национальном продукту, используют сегодня меньше черных
металлов, чем в 1960 году. В сельском хозяйстве – одной из наибо-
лее энергоемких отраслей – прямое потребление энергии сократи-
лось с 1975 по 1987 год в 1,5 раза, а общее (включая косвенное) – в
1,65 раза. Потребление бензина средним новым американским ав-
томобилем упало с 17,8 до 8,7 литра на 100 километров пробега.
При этом ожидается, что в ближайшие годы в производство будут
запущены модели, потребляющие всего лишь 2,1 литра бензина на
100 километров. Путь сбережения энергии далеко не пройден до
конца. Об этом, в частности, говорит тот факт, что энергоемкость
японского промышленного производства почти на треть ниже, чем в
Соединенных Штатах. В расчете на единицу продукции индустриального
сектора потребление нефти снижалось на протяжении 1973 – 1978 годов
на 2,7 процента в годовом исчислении в США, на 3,5 – в Канаде, на
3,8 – в Италии, на 4,8 – в Германии и Великобритании, на 5,7 про-
цента – в Японии. В результате в странах – участницах Организации
экономического сотрудничества и развития за период с 1973 по 1985 год
валовой национальный продукт увеличился на 32 процента, а потреб-
ление энергии – всего на 5 процентов, во второй половине 80-х и в
90-е годы дальнейший хозяйственный подъем происходил на фоне
абсолютного сокращения энергопотребления. Правительствами этих
стран одобрена стратегия, согласно которой на протяжении будущих
трех десятилетий их потребности в природных ресурсах из расчета на
1000 долл. произведенного национального дохода должны снизиться
в 10 раз – до 31 килограмма по сравнению с 300 килограммами в
1996 г. Новые технологические решения позволяют не только все бо-
лее экономно использовать конечные и невозобновляемые природ-
ные ресурсы, но в ряде случаев вообще отказаться от их применения,
находя им замену в быстро расширяющейся номенклатуре воспроиз-
водимых синтетических материалов» В целом, технологическая модернизация играет важную роль в
становлении новой экофильной модели хозяйствования, при которой,
ресурсо- и энергосбережение оказываются экономически выгодными.
Намного более сложная задача – решение проблем «второго»,
геосистемного плана. Нарушение геосистем далеко не всегда связано
с осязаемыми и обоняемыми загрязнениями или любыми другими
конкретными факторами антропогенного воздействия. Деградация
геосистем – явление многоаспектное, и реально протекающие в них
процессы часто скрыты от обывателя и видны только специалисту.
Эти проблемы требуют более глубокого научного исследования, а внедрение технических инноваций здесь не всегда может быть дейст-
венным.
Вряд ли технически можно решать проблемы появления и укоре-
нения неавтоктонных видов растений и животных (проблемы канад-
ского клена, колорадского жука, нутрии в России и др.). Единожды
разрушенные такие экосистемы как степь, как известно, восстанавли-
ваются столетиями. Есть проблемы «третьего плана». К таким проблемам можно от-
нести проблемы, которые известны, но природа которых до послед-
него времени остается скрытой и для профессионалов. Многие про-
цессы находятся еще в начальной стадии исследования. Это пробле-
мы – гипотезы. К таким приходится относить, например, проблему
глобального потепления. Вопрос решения проблемы глобального по-
тепления, если оно действительно есть – сложнейший и выходит за
рамки современных технических возможностей. С помощью дорого-
стоящей технической модернизации теоретически можно достичь
сдерживания и даже сокращения эмиссии в атмосферу парниковых
газов антропогенного происхождения. Т.о., оценивая уже имеющиеся и непрерывно создаваемые новые
технологические возможности решения экологических проблем, пра-
вомочно говорить как о принципиальной небезграничности этих воз-
можностей, так и о еще очень большом их резерве. При этом есть
основания надеяться, что технократизм постиндустриальной эпохи
будет принципиально и позитивно отличаться от технократизма
индустриальной эпохи, когда баланс между экофобными и экофиль-
ными технологическими нововведениями изменится в пользу послед-
них. Стремительно усиливающаяся и непрерывно модернизирующая-
ся техническая мощь постиндустриальных стран уже начинает ак-
тивно служить делу «экологии». Свидетельствуют об этом впечат-
ляющие успехи в техническом обеспечении борьбы с наиболее опас-
ными загрязнениями воздуха, воды, почвы, создание образцовых сис-
тем мониторинга окружающей среды. При этом, именно постинду-
стриальные процессы, постоянный рост экологических притязаний
общества, становятся главным катализатором трансформации
технологического прогресса от экофобной к экофильной ориента-
ции. И, по-видимому, это только начало. Если оценивать современный
технократизм по экологическим параметрам, то сила технологий со-
стоит не в том, что 100 лет назад автомобили ездили со скоростью
30 км в час, а сегодня на них можно выжать 300 км, а в том, что при
наличии социального заказа и экономической выгоды они способны
повернуться на 1800 в своем развитии и из одной из самых больших
угроз для планеты стать одной из надежд человечества.
Удовлетворение
необходимо установить границы экономиче-
ского «поля», на котором рассматриваются новые тенденции. К клю-
чевым параметрам этого «поля», нужно отнести два:
доминирующий в мире рыночный тип экономики, бази-
рующийся на товарно-денежных отношениях;
многообразие форм собственности в мире с преобладанием
частной.Говоря об экономических возможностях решения экологических
проблем, в России обычно начинают с огромных финансовых воз-
можностей, которыми обладают богатые развитые страны. Многие
этим и заканчивают, ожидая «манны государственной» и утверждая, что «рынок, даже «цивилизованный», «не работает» в экологической
сфере (так же, как и в сфере борьбы с преступностью, наркотиками,
вообще в социальной сфере). Более
значимое – в самой экономической системе, системе, основанной на
рыночных отношениях, которая при переходе к постиндустриально-
му развитию включает «экологию» в сферу своих интересов. Финан-
сирование экологических программ, каким бы впечатляющим при
взгляде из России оно ни выглядело, неверно считать решающим
фактором успехов в экологизации жизни в развитых странах. рыночные механизмы обеспечивают более
благоприятный «климат» для природосбережения, нежели жесткое
административное принуждение. Опыт развитых стран показывает, что, в условиях грамотного ис-
пользования рыночных механизмов «экология» может стать выгод-
ной. В этом случае, нерыночные методы решения экологических про-
блем нужно рассматривать только как вспомогательные – они
должны применяться в тех случаях, когда доказано, что рыночные
методы менее эффективны или неэффективны вовсе. Автор согла-
сен с В.Н. Костюком, который утверждает, что «надежды на умень-
шение вредной экологической нагрузки на среду обитания человека
должны быть связаны не с уменьшением величины капитала, а с уве-
личением сферы рыночных отношений (курсив – Д.Л.). Экологиче-
ски вредное производство рано или поздно исчезнет, но не потому,
что люди осознают его вред, а потому что оно перестанет быть соци-
ально и экономически выгодным» [Костюк, 2001, с. 62].
В условиях рыночной экономики на базе доминирующей частной
собственности есть потенциальные возможности для формирования
экономических механизмов рационального природопользования и
охраны окружающей среды. Под рациональным природопользовани-
ем следует понимать такое природопользование, при котором мак-
симализируется экономический эффект от каждой единицы ресурса
и минимизируются экологические издержки от его использования. Рыночные механизмы эффективны для решения многих, но не
всех экологических проблем и не во всех странах в равной степени.
Например, меньшая их эффективность в России – прежде всего «про-
блема роста», а не просто «российская специфика» или тем более,
родовая черта рынка вообще. Между тем, слабая эффективность ры-
ночных подходов при решении экологических проблем в сегодняш-
ней России часто используется как аргумент в призывах к возвраще-
нию к прямому государственному администрированию, в частности,
в сфере экологии. Если эти призывы будут услышаны властью, фор-
мирование экофильной экономической модели в стране будет отсро-
чено на неопределенный срок.
Одним из главных препятствий к внедрению рыночных механиз-
мов экологической оптимизации хозяйства сегодня называют экстер-
нальный характер многих экологических проблем (загрязнений и
т.д.). Экстернальный характер этих эффектов означает, что они не
отражены в цене товара. Данные эффекты возникают также и в том
случае, когда экологические ценности являются «общественными
благами», которыми пользуются все без исключения члены общества,
и поэтому отсутствуют стимулы к частным инвестициям в охрану
этих ценностей. Во-первых, вызревание полноценного среднего класса ведет к
тому, что институционально закрепленная собственность становится
все более распространенной, а поведение индивидуума – все более
автономным и свободным [Костюк, 2001, с. 48]. Во-вторых, как уже
отмечалось, в постиндустриальном обществе формируется рыночный
спрос на «экологию», прежде всего со стороны тех, для кого она ста-
новится реальным фактором производства – работников умственного
труда. Т.о. терциализация экономики стимулирует ее экологизацию.
По мере роста благосостояния возрастает экофильное «давление»
и со стороны богатеющего обывателя. В результате, издержки на
«экологию» становятся все более весомой частью общих издержек
производства предлагаемых на рынке товаров, материальных (осо-
бенно наиболее высокотехнологичных) и нематериальных. Это дела-
ет выгодным производство более экологически чистых автомобилей,
поддержание в чистоте пляжей, очистку водоемов от мусора и др.
экологически опасных воздействий человека. В результате, постин-
дустриализм трансформирует многие экологические издержки из
внеэкономической категории в категорию экономическую. «Эколо-
гия» становится значимой компонентой выгодного бизнеса в самых
различных проявлениях: от торговли технологическими инновациями
до торговли недвижимостью из экологически чистых материалов и с
видом не на заводские трубы, а на живописное озеро, полное рыбы и
дичи (как, например, в США). Если раньше было выгодно истреблять
китов на мясо, то теперь выгоднее этого не делать для развития ту-
ризма.
Утилитарный подход к природе как был в индустриальный пери-
од, так и сохраняется в постиндустриальный. Однако экологические
последствия извлечения прибыли из шахт и карьеров и извлечения
прибыли из чистых пляжей и живописных пейзажей противополож-
ны. Постиндустриализм делает из «экологии» товар, она стано-
вится субъектом товарно-денежных отношений. Экоориентиро-
ванный бизнес стал значимым сегментом хозяйства развитых по-
стиндустриальных стран. Качество окружающей среды становит-
ся ресурсом для постиндустриального общества и тем самым при-
обретает экономическую ценность._ Удовлетворение спроса на «экологию» развивается в соответст-
вии с экономическими законами и зависит от степени дефицитности
товара, что создает естественное в условиях рынка неравенство для
пользователей. В результате, экология все в большей степени стано-
вится «привилегией богатых». В этих условиях, одним из ключевых
направлений государственной политики в области экологии в по-
стиндустриальных странах становится борьба за превращение «эко-
логии» из «товара для избранных» в «товар массового спроса». Для
этого, в частности, уже задействуются методы активного формирова-
ния спроса: мощная, направленная на массового потребителя реклама
экологически чистых продуктов, здорового образа жизни, экологиче-
ского туризма и т.п. Многие конкретные экологические программы
государства в богатых странах ориентированы на «экологические»
потребности обывателя.
Борьба с обществом потребления, по сути, означает борьбу с эко-
номикой как таковой, ибо именно рост потребления является, с одной
стороны, результатом эффективной работы экономики, с другой –
главным стимулом ее развития. Сдерживание общества потребления
означает сдерживание экономического роста. Поэтому, как в мас-
штабах сегодняшнего, очень экономически контрастного мира, так и
для большей части стран идея ограничения общества потребления,
как минимум, утопична. Наряду с идеей биоцентризма, идею борьбы
с обществом потребления, можно также квалифицировать как эко-
утопию. Конкретно для России вторая экоутопия не менее опасна,
чем первая.
Конечно, в любой постиндустриальной стране есть масса субъек-
тов хозяйственной деятельности, которые либо индифферентны к
«экологии», либо предпочитают не заниматься вопросами «эколо-
гии», т.к. эта тема объективно оказывается для них убыточной. Кро-
ме того, далеко не все, что волнует экологов, волнует обывателя или
предпринимателя. Поэтому, все вышесказанное вовсе не означает,
что найдена панацея от всех экологических бед и можно будет отка-
заться от фискальных методов или от бюджетного финансирования
экологических программ. И то, и другое необходимо в любой стране.
Вопрос в другом: на что делать ставку: на то, чтобы побольше взять
(оштрафовать, например), побольше дать (профинансировать) или
дать побольше заработать? Имеющийся уже немалый опыт постин-
дустриальных стран говорит о том, что последнее во многих случаях. может стать базовым в экологической политике и оказывается наибо-
лее действенным, при этом, не отменяя остальное.
Ключевую роль в экологизации хозяйства в условиях рынка при-
надлежит формированию спроса. Как показали опросы в Соединен-
ных Штатах, более 40% потребителей сообщили, что когда цена и
качество продуктов или услуг, предлагаемых разными компаниями,
сопоставимы, они, делая свой выбор, учитывают факторы экологич-
ности товара, а не уровня цен, считая такое поведение возможностью
внести свой вклад в традиционные природоохранные практики кор-
пораций и способствуя улучшению окружающей среды [Поволж-
ский…, 2001, с. 179]. Это очень показательно, т.к. речь идет о стра-
нах, где, и без того, расходы на экологические программы исчисля-
ются миллиардами (Япония, Германия и т.д.) и даже десятками мил-
лиардов долларов (США). При том, что в этих странах есть немалые
финансовые ресурсы, стратегия экологической политики отнюдь не
сводится к грамотному распределению денег из государственного
кармана. В этой связи принципиально важно мнение авторов книги
«Фактор четыре», которые попытались адаптировать идеи Римского
клуба к реалиям сегодняшнего дня: «популярный аргумент в нынеш-
ней политике – утверждение, что любое решение проблем окружаю-
щей среды будет весьма дорогостоящим. Революция в эффективном
использовании ресурсов, о которой говорится в этой книге, делает
этот аргумент ошибочным» [Вайцзеккер и др., 2000, с. 24].
Постиндустриализм создает предпосылки для возможности во
многих случаях отказаться в сфере «экологии» от наиболее любимо-
го, простого и «универсального» способа решения всех проблем –
встать в очередь за деньгами: за бюджетным финансированием в
стране, за долей в финансировании экологических программ ООН и
др. Этот путь наименее удачный, т.к. нужно «растолкать локтями»
еще несколько десятков просящих, чтобы продвинуться в первые ря-
ды. Приходится тягаться с такими «тяжеловесами», как ВПК, «соци-
альные программы», сельское хозяйство. Парадокс состоит в том, что
если идти по этому пути, то чем глубже кризис (реальный или мни-
мый) «по расчетам специалистов», тем больше шансов на удачу. Сра-
батывает «принцип китов», который состоит в том, что Гринпису
важнее не спасти китов, а спасти «проблему китов».
Пока все красноречие экологов направлено на то, чтобы доказать,
что «экология» должна быть не на 31-ом, а на 13-ом месте в очереди_ При переходе к постиндустриальному развитию «экология» ста-
новится значимой производительной силой общества. Непрерывно
растущий «спрос на экологию» рождает предложение. Стремительно развивается рынок экологических технологий,
консалтинговых, аудиторских и других услуг в этой области. Еже-
годно в ведущих странах мира проводятся всемирные ярмарки экологических технологий и оборудования, на которых совершаются сдел-
ки на сотни миллионов долларов. В США прочно укоренилась тор-
говля правами на выбросы в атмосферу. Всем известно, что общество потребления – это общество колос-
сальных отходов. Количество и качество отходов отличают развитые
страны от развивающихся. Характерная особенность отходов в по-
стиндустриальных странах – преобладание бытовых отходов над
производственными. Модифицировав «критерий Лоусона», исполь-
зуемой физиками для определения эффективности термоядерных ус-
тановок, С.Л. Лопатников вывел «индекс отходов» (Wastes Index).
Логика расчета индекса проста. Уровень жизни людей определяется
их потреблением. Все материальные блага, которые люди потребля-
ют, рано или поздно превращаются в бытовой мусор. С другой сто-
роны, характер промышленного потребления так же определяет оп-
ределенный объем промышленных отходов. Поэтому экономическую
эффективность хозяйства можно характеризовать отношением объе-
ма бытовых отходов к общему объему отходов, составляющему сум-
му бытовых и производственных отходов. «Идеальное хозяйство»
имело бы индекс равный 1 (все идет в дело, отходы только бытовые).
Абсолютно неэффективное хозяйство имеет индекс 0 (все идет в
промышленные отходы, т.е. все в поте лица трудятся, но ничего не
потребляется). Расчет индекса показал, что развитые страны имеют в
среднем индекс отходов на порядок выше, чем постсоциалистические
и развивающиеся. (для Великобритании – 0,26, Японии – 0, 19, тогда
как для России – 0,02) [Лопатников С.Л., 1995]. Проведенное сопос-
тавление очень показательно, а выводы из него выходят далеко за
рамки экологии.
Бытовые отходы становятся богатейшим источником ком-
плексного сырья и их запасы стабильно увеличиваются, что при на-
личии развитой системы утилизации в развитых странах можно
рассматривать не только как негативное, но и как позитивное явле-
ние. Безусловно, использование вторичного сырья как таковое не ре-
шает ни ресурсной, ни экологической проблем. Во-первых, использо-
вание вторичного сырья в обозримой перспективе не станет базой ре-
сурсопотребления в целом и при отказе от использования традицион- ных источников сырья и топлива, вторичная сырьевая база быстро
истощится. Во вторых, сами технологии утилизации отходов – эколо-
гически не стерильны, а в ряде случаев, опасны, как, например, многие фабрики по сжиганию мусора.
- Подготовка к экзамену по эпрмх
- Понятия «мировое хозяйство», «развитие мирового хозяйства» и «экологические проблемы». Актуальность курса Экологические проблемы развития мирового хозяйства.
- Главное! Все-таки западная модель.
- Оценки экологической обстановки в дицивилизационный период развития человека.
- Оценки экологической обстановки на Земле в аграрный период развития хозяйства.
- Оценки экологической обстановки на Земле в индустриальный период развития мирового хозяйства.
- Оценки экологической обстановки в постиндустриальный период развития мирового хозяйства.
- «Объективное – субъективное» в восприятии экологической обстановки на разных этапах развития хозяйства.
- Экофилософия мирового развития. Материалистические и идеалистические представления о взаимоотношениях человека и природы.
- Биоцентризм и антропоцентризм в экофилософии.
- Детерминизм – индетерминизм в исследованиях системы «Природа – Общество».
- Глобальные экологические проблемы как порождение индустриального развития мирового хозяйства. Современные оценки глобальных экологических угроз.
- Сущность и современные оценки гипотезы парникового эффекта.
- Сущность и современные оценки проблемы озонового слоя.
- Сущность и современные оценки проблемы биоразнообразия.
- Экологические аспекты развития демографической ситуации на Земле.
- Современные экологические проблемы мирового океана.
- Современные проблемы опустынивания, эрозии и обезлесивания.
- Эколого-экономическая оценка важнейших природных ресурсов. Рациональное и нерациональное природопользование.
- Экологическая оценка мирового сельского хозяйства. Экологический фактор размещения сельскохозяйственных объектов в развитых странах.
- Экологическая оценка отраслей мировой обрабатывающей промышленности. Экологический фактор размещения промышленных объектов в развитых странах.
- Экологическая оценка сферы нематериального производства. Экологическая оценка современного транспорта.
- Экологическая оценка социально-экономических процессов в странах Полупериферии мирового хозяйства. Экологическая оценка изменений отраслевой структуры хозяйства в странах Полупериферии.
- Причины и последствия смещения эпицентра важнейших экологических проблем в страны Полупериферии мирового хозяйства.
- Экологическая оценка социально-экономических процессов в странах Периферии мирового хозяйства.