Биоцентризм и антропоцентризм в экофилософии.
Одним из главных «водоразделов» в современной экофилософии
стали принципиально различные подходы к экологической проблеме
т.н. биоцентристов и антропоцентристов. Баланс соотношения сил между ними зависит как от конкретного времени, так и от страны.В основу христианского антропоцентризма положена идея еди-
нения человека и Бога после пришествия в этот мир Христа Спасите-
ля.Таким образом, вполне возможно, и, скорее всего, даже
более правильно, смотреть на природу, вселенную, окружающую
любого человека как на меньшую (не по формальному признаку раз-
мерности, а по значимости) составляющую бытия по сравнению с
внутренней духовной жизнью каждого человека. Как отмечалось, усиление антропоцентризма стало яркой чертой
индустриальной эпохи, в частности, в СССР. В России идеалистиче-
ский (христианский) фундамент после Октябрьской революции 1917 г.
был заменен материалистическим (марксистско-ленинским). Практи-
ческие плоды декларативного, но воинствующего антропоцентризма
на базе материалистического мировосприятия – грандиозные строй-
ки, переброски рек и др. «свершения», на фоне стремительного
ухудшения экологической обстановки в индустриальных странах,
неизбежно привели к глубоким сомнениям, а затем и к переоценке
значимости и последствий антропоцентристского мировоззрения в
целом. Одним из наиболее ярких и последовательных отечественных
противников антропоцентризма и сторонников биоцентризма был
Н.Н. Воронцов. Он считал, что антропоцентрическое мышление гу-
бительно для биосферы. Опираясь на учение В.И. Вернадского, он
призывал к эволюции человеческого мышления от антропоцентрист-
ского к биосферному. Главным фактором глобального экологическо-
го кризиса он называл своекорыстие человека, приведшее к победе в
современном мире антиэкологичной идеологии «общества потребле-
ния». Переход к биосферному мышлению он видел возможным через
отказ от антропоцентризма и биологизации мышления. Сегодня эту
идею отстаивает М.В. Гусев [Сайт кафедры физиологии микороорга-
низмов…]. Ныне очень популярную в России концепцию «ноосферы» – сфе-
ры «разума», можно считать продолжением биосферной концепции.
Ее изучение уже вошло в учебные программы отечественных вузов.
В определенной мере она занимает «центристскую» позицию, про-
возглашая идею примата интересов биосферы, не противопоставляя
их интересам человека. В этом ее неоспоримое преимущество перед
биоцентристскими воззрениями. Вместе с тем, преждевременно счи-
тать ноосферную концепцию найденным выходом как в теоретиче-
ском споре между био- и антропоцентристами, так и в решении эко-
логической проблемы. В споре между био- и антропоцентризмом проявляются, прежде
всего, субъективные ценностные предпочтения спорящих. Пока есть
плюрализм и терпимость, так же как и в случае с темой «материализм
– идеализм в экофилософии», не приходится надеяться, что будет
найден полный консенсус. Однако в споре био- и антропоцентристов
есть одно принципиальное отличие от первого спора.
Между двумя этими подходами есть определенная асимметрия.
Если довести до крайности биоцентристский подход к экологической
проблеме, то наилучшим ее разрешением нужно будет признать фи-
зическое уничтожение человечества как явления (своего рода «жерт-
воприношение Природе»). Как это ни цинично звучит, сегодня это
технически решаемая задача, и если постараться, даже с минималь-
ными издержками для биосферы. Биосфера будет спасена. Однако
субъекты-носители подобных идей должны стать объектами наблю-
дений профессиональных психиатров, а пропагандисты – привле-
каться к различным имеющимся в любом обществе формам ответст-
венности, включая уголовную, как узаконенную форму самозащиты.
Нужно не забывать и то, что каждый биоцентрист, нравится ему это,
или нет – тоже человек. Отказ от антропоцентризма, в своем пределе,
есть внутреннее моральное самоубийство.
Если довести до крайности идею антропоцентризма, то из нее не
будет следовать то, что человек способен обойтись без биосферы.
Уничтожить «за ненадобностью» истощенную Землю, а самим уле-
теть на другую планету – идея, вряд ли достойная обсуждения, и, в
отличие от первой технически пока не решаемая. Т.о. человек не
только из гуманных и этических, но и корыстно-эгоистических со- ображений заинтересован в сохранении биосферы как своего един-
ственного жилища. В этом принципиальное отличие антропоцентри-
стского подхода от биоцентристского к экологической проблеме. Совершенно неверно считать, будто биоцентризм всегда «здо-
ровый», а антропоцентризм, по определению, «больной». Биоцен-
тризм может оказаться экологически малоэффективным, т.к. он
как философия противоречит сущности человека. Опора на биоцен-
тризм в условиях шести, а в недалеком будущем возможно десяти и
более миллиардов человек на планете – утопична и даже опасна. Как
известно «благими намерениями…». Низвержение антропоцентриз-
ма есть очередная форма умаления «культа человека», т.е. идеи Че-
ловека как высшей ценности этого мира. Переосмысление «веса» че-
ловека как высшей ценности в менталитете людей в сторону его де-
вальвации будет означать отказ развития человечества от ключе-
вых идей гуманизма. Предлагаемая альтернатива – или переход к биоцентризму,
или «конец Света» – не аксиоматична, а на практике обречена на
бесплодность в условиях современной мировой цивилизации, в кото-
рой эгоистическая, антропоцентрическая ментальность играет
ключевую роль. Экофилософия постиндустриального общества опирается не на
биоцентристскую идею «спасти природу от человека», а на экоан-
тропоцентристскую идею «спасти природу для человека». Только с
опорой на экоантропоцентризм возможен переход от антагонизма в
отношениях между человеком и природой к их коэволюции на основе
взаимовыгодного сотрудничества. Главной целю экологических исследований и программ в постин-
дустриальных странах становится не защита природы от человека,
а улучшение одной из важнейших составляющих качества жизни че-
ловека нового общества. В этом находит выражение одна из сторон
столь часто и высокомерно критикуемого у нас западного антропо-
центризма. Не охрана природы, сколь бы она ни была благородной и
желанной для лучшей части общества, а, прежде всего, растущая
потребность в комплексном экологическом оздоровлении жизни обы-
вателя превращается в наиболее мощный стимул поворота от
экологического нигилизма к экологическому оздоровлению хозяйства.
Природа при этом оказывается на периферии эгоистических по-
требностей человека. Однако на поверку обнаруживается, что
именно такой, а не лобовой подход «охраны природы», оказывается
для самой природы наиболее благотворным. Если в индустриальный период утилитарный антропоцентризм
носит ярко выраженный экофобный антагонистический характер,
то в постиндустриальное время утилитарный антропоцентизм
приобретает более экофильные черты, постепенно, по мере созре-
вания постиндустриального общества, трансформируясь в экоан-
тропоцентризм.
- Подготовка к экзамену по эпрмх
- Понятия «мировое хозяйство», «развитие мирового хозяйства» и «экологические проблемы». Актуальность курса Экологические проблемы развития мирового хозяйства.
- Главное! Все-таки западная модель.
- Оценки экологической обстановки в дицивилизационный период развития человека.
- Оценки экологической обстановки на Земле в аграрный период развития хозяйства.
- Оценки экологической обстановки на Земле в индустриальный период развития мирового хозяйства.
- Оценки экологической обстановки в постиндустриальный период развития мирового хозяйства.
- «Объективное – субъективное» в восприятии экологической обстановки на разных этапах развития хозяйства.
- Экофилософия мирового развития. Материалистические и идеалистические представления о взаимоотношениях человека и природы.
- Биоцентризм и антропоцентризм в экофилософии.
- Детерминизм – индетерминизм в исследованиях системы «Природа – Общество».
- Глобальные экологические проблемы как порождение индустриального развития мирового хозяйства. Современные оценки глобальных экологических угроз.
- Сущность и современные оценки гипотезы парникового эффекта.
- Сущность и современные оценки проблемы озонового слоя.
- Сущность и современные оценки проблемы биоразнообразия.
- Экологические аспекты развития демографической ситуации на Земле.
- Современные экологические проблемы мирового океана.
- Современные проблемы опустынивания, эрозии и обезлесивания.
- Эколого-экономическая оценка важнейших природных ресурсов. Рациональное и нерациональное природопользование.
- Экологическая оценка мирового сельского хозяйства. Экологический фактор размещения сельскохозяйственных объектов в развитых странах.
- Экологическая оценка отраслей мировой обрабатывающей промышленности. Экологический фактор размещения промышленных объектов в развитых странах.
- Экологическая оценка сферы нематериального производства. Экологическая оценка современного транспорта.
- Экологическая оценка социально-экономических процессов в странах Полупериферии мирового хозяйства. Экологическая оценка изменений отраслевой структуры хозяйства в странах Полупериферии.
- Причины и последствия смещения эпицентра важнейших экологических проблем в страны Полупериферии мирового хозяйства.
- Экологическая оценка социально-экономических процессов в странах Периферии мирового хозяйства.