logo
Лексикология Смольянина

Тема 21. Соотношение лексики и грамматики

Задание 1. Определите термины.

1. пропозиция

2. пропозициональная функция языка

3. дискретность

4. континуальность

5. дистрибуция

6. интеграция

7. онтология

8. гносеология

9. генезис языка

10. предикат

Задание 2 (оценка удовлетворительно). Выберите правильный, по вашему мнению, вариант ответа.

1.Автором уровневой концепции языка является … .

а) Р. Якобсон б) Э. Бенвенист

2. Пропозициональную функцию языка изучал … .

а) Р. Барт б) Б. Рассел

3. Пропозициональная функция языка выражается в том, что выражение становится высказыванием при получении неопределенными компонентами этого выражения определенного … .

а) значения б) языка

4. Языковые единицы, по Э.Бенвенисту, … .

а) дискретны б) континуальны

5. Отношения между элементами … являются дистрибутивными.

а) одного уровня б) разных уровней

6. Отношения между элементами … являются интегративными.

а) одного уровня б) разных уровней

7. Формальные единицы предложения - … .

а) фонемы б) слова

8. Конститутивными элементами слова являются … .

а) слоги б) морфемы

9. Чтобы назвать единицы конститутивными, необходимо их выявить внутри другой …, где они выполняют интегративную функцию.

а) системы б) единицы

10. Традиционно считалась, что … - фундамент любого языка.

а) синтаксис б) лексикон

11. Перечисление слов человеком … общение на языке.

а) не обеспечивает б) обеспечивает

12. Царицей лингвистических наук традиционно считалась … .

а) лексика б) грамматика

13. Лексика традиционно считалась простым списком … .

а) морфем б) слов

14. Лексикон – и результат, и … номинативной деятельности человека.

а) процесс б) процессуальность

15. В современной лингвистике слово считается компрессатом … .

а) языковой системы б) текста

16. Три ипостаси развития языка исследуется … .

а) Ю.Н. Карауловым б) Ф. Боасом

17. Идея о связи лексики и грамматики в виде отношений между активной грамматикой и ассоциативно-вербальной сетью принадлежит … .

а) Ю.Н. Караулову б) Ф. Боасу

18. Роберт Лиз создал теорию, согласно которой правила образования производных и сложных … аналогичны порождению синтаксических структур.

а) морфем б) слов

19. Роберт Лиз впоследствии подверг …. свою теорию.

а) переработке б) сомнению

20. Моррис Халле исследовал проблемы соотношения лексики и … .

а) грамматики б) фонологии

21. Соотношение грамматики и … исследовал Роберт Бирд.

а) морфологии б) лексики

22. Согласно Р. Бирду, важной функцией лексикона является введение … в состав высказывания.

а) предиката б) слова

23. А.А. Залевская … трактует отношения между лексиконом и грамматикой.

а) узко б) широко

24. Механизмы синтаксирования и номинирования … .

а) взаимосвязаны б) не связаны друг с другом

25. Н. Хомский считал, что в сознании людей хранятся … врожденные синтаксические конструкции.

а) готовые б) создаваемые

26.Внутреннее слово человека … .

а) субстантивно б) предикативно

27. Грамматических признаков лишен внутренний … .

а) смысл б) текст

28. В Пермской школе лингвистике проблему отношения лексики и грамматики исследовал … .

а) Ю.Н. Караулов б) Л.Н. Мурзин

29. В языке лексика обращена к внеязыковой действительности, … - к семиотическому произведению.

а) морфология б) грамматика

30. Предицирование – приписывание признака …, а номинирование - … предмета.

а) концепту, концептуализирование б) предмету, наименование

Задание 3 (оценка хорошо). Ответьте на вопросы (ФИО исследователей, используемые в ответе, писать полностью, ответ должен содержать от 2 до 5 предложений).

1. Каковы два основания соотнесения лексики и грамматики?

2. В чем суть уровневой концепции Э. Бенвениста?

3. Какие отношения существуют между единицами языковых уровней в концепции Э. Бенвениста?

4. Какие функции могут выполнять единицы языковых уровней в концепции Э. Бенвениста?

5. Что такое лексикон с традиционной и современной точек зрения?

6. Какие три ипостаси существования языка вы знаете? Кто автор концепции об ипостасях языка?

7. Назовите исследователей, изучавших соотношение лексики и грамматики. Какие идеи они выдвигали?

8. Опишите узкое и широкое понимание отношений между лексикой (лексиконом) и грамматикой.

9. Что соотносятся лексикон и внутренний лексикон?

10. Какие проблемы являются центральными проблемами лингвистики?

11. Что такое внутреннее слово? Чем оно отличается от внешнего слова?

12. Как Л.Н. Мурзин понимал отношения между лексикой и грамматикой?

13. Как связаны предицирование и номинация?

14. К чему обращены лексика и грамматика? Какое соответствие может быть между ними?

15. Что такое пропозициональная функция языка?

Задание 4 (оценка отлично). Выполните задания, называя ФИО исследователей полностью и названия их работ (ответы должны содержать минимум 10 предложений).

1. Почему в лингвистике исследователи соотносят лексику и грамматику?

2. Какова роль концепции уровней языка в исследовании проблемы соотношения лексики и грамматики?

3. Какова роль концепции трех ипостасей языка в исследовании проблемы соотношения лексики и грамматики?

4. Что является узким и широким представлением о соотношении лексики и грамматики? Почему?

5. Как, по-вашему, связана лексика и грамматика?

6. Какой вклад внесла в лингвистику концепция отношений лексики и грамматики, предложенная Л.Н. Мурзиным?

7. Почему, по вашему мнению, лексика и грамматика находятся в состоянии диалектического единства и противопоставленности (какова роль исследования детской речи и генезиса языка)?