logo
Лексикология Смольянина

Тема 18. Структура значения слова

Задание 1.Определите термины.

1.прагматика

2. конативный

3. денотат

4. знак

5. дифференциация

6. представление

7. понятие

8. концепт

9. обыденное понятие

10. научное понятие

Задание 2 (оценка удовлетворительно). Выберите правильный, по вашему мнению, вариант ответа.

1. Лексическое значение слова связано с … реальностью.

а) языковой б) внеязыковой

2. Грамматическое значение - …. значение.

а) внутриязыковое б) внеязыковое

3. Грамматическое значение связано с отношениями между единицами … системы.

а) синтаксической б) языковой

4. Первые попытки создания теории значения принадлежат … .

а) Пирсу б) Моррису

5. Значение, по Ч.С. Пирсу, это отношения … .

а) знака б) между предметом и понятием

6. Отношения между знаком и денотатом – это … отношения.

а) денотативные б) сигнификативные

7. Отношения между знаком и понятием – это … отношения.

а) денотативные б) сигнификативные

8. Отношения между знаком и пользователем – это отношения.

а) практические б) прагматические

9. Отношения между знаком и другими знаками – это … отношения.

а) парадигматические б) синтагматические

10. В абстрактных словах более выражено … значение.

а) денотативное б) сигнификативное

11. В конкретных словах более выражено … значение.

а) денотативное б) сигнификативное

12. Структура лексического значения состоит из вещественного,

прагматического и … компонентов.

а) конативного б) коннотативного

13. Вещественный компонент лексического значения отражает …

отнесенность слова.

а) понятийную б) предметную

14. Вещественный компонент лексического значения слова состоит и денотативного и … компонентов.

а) сигнификативного б) коннотативного

15. Денотативный компонент формируется признаками, составляющими … .

а) сигнификат б) денотат

16. Денотативный компонент – основа … дефиниций.

а) текстовых б) словарных

17. Сигнификативный лексического значения слова отражает

понятийную соотнесенность … .

а) слова б) понятия

18. При обозначении предмета происходит соотнесение с … .

а) денотатом б) понятием

19. При означивании предмета происходит соотнесение с … .

а) денотатом б) понятием

20. Коннотативный компонент лексического значения - … .

а) основной б) дополнительный

21.Коннотативный компонент включает эмотивность, оценочность и … .

а) образность б) объективность

22. Прагматический компонент значения слова актуализирует … отношения.

а) текстовые б) внетекстовые

23. Референт – объект, которому дается … .

а) имя б) понятие

24.Денотат – совокупность … по своей природе предметов, имеющих …признаки.

а) схожих, схожие б) разных, разные

25. Понятие - … явление.

а) языковое б) внеязыковое

26. Понятие … значению.

а) равно б) не равно

27. Ноэма – термин, предложенный исследователями для замены термина … .

а) денотат б) понятие

28. Понятие вторично по отношению к действительности, исторически

меняющаяся субстанция, оно … .

а) национально б) межнационально

29. Связываясь со знаком, понятие становится семантической … .

а) доминантой б) единицей

30. Основная проблема семасиологии – связь между понятием и … .

а) языком б) значением

Задание 3 (оценка хорошо). Ответьте на вопросы (ФИО исследователей, используемые в ответе, писать полностью, ответ должен содержать от 2 до 5 предложений).

1. Как Ч.С. Пирс понимал значение? И какие типы значения существуют, согласно его концепции?

2. Опишите структуру лексического значения слова.

3. Что происходит в процессах означивания и обозначения?

4. Что включает коннотативный компонент лексического значения?

5. Что является отправной точкой процесса номинации?

6. Что такое понятие, и какими факторами оно обусловлено?

7. Дайте определение понятия как мыслительной формы.

8. Почему предлагается термин ноэма вместо понятия?

9. В чем заключается различие уровня значения и уровня понятия?

10. Какова точка зрения М.В. Никитина на проблему понятия?

11. Какие типы понятий и значений вы знаете?

12. Какие концепции значения вы знаете?

13. Как Ф. де Соссюр определял знак?

14. Что такое лексическое значение слова по ЛЭС?

15. Приведите примеры слов\словосочетаний, выражающих понятия, которые отражают специфику мышления определенного народа.

Задание 4 (оценка отлично). Выполните задания, называя ФИО исследователей полностью и названия их работ (ответы должны содержать минимум 10 предложений).

1. В чем специфика структуры лексического значения слова?

2. Опишите классическое представление о формировании значения слова (назовите имена исследователей).

3. Почему считается, что понятие не равно лексическому значению?

4. Почему понятие считается неоднозначным?

5. Какие две точки зрения на соотношение понятия и значения вы знаете?

6. Какова точка зрения М.В. Никитина на проблему понятия?

7. Что общего и различного в концепциях значения (назовите имена исследователей)?