logo
Учебное пособие

Фигуры эмоционального воздействия на слушателей

Существуют для того, чтобы, воздействуя на чувства слушателей, привлечь их на свою сторону. Фигуры позволяют имитировать чувства и переживания оратора: гнев, радость, страх, удивление и др.

Обращение – оратор прерывает свою мысль, чтобы обратиться к присутствующим или отсутствующим, живым или мертвым, к неодушевленным предметам. Фигура, изобретенная античнымаи ораторами, часто сочеталась у них с олицетворением.

«Итак, Туберон, перед тобой подсудимый». (Цицерон)

«Так, господа! Страстности было много в этом деле!» (Ф. Плевако)

Риторическое восклицание — особо эмоциональное утверждение или отрицание с целью привлечь внимание аудитории, побудить ее разделить мнение оратора.

«О времена! О нравы!» (Цицерон)

«И вдруг внезапная мысль, как молния, сверкнувшая в уме Засулич: «О, я сама! Нужен крик, в моей груди достанет воздуха, чтобы издать этот крик». (П. Александров. Речь по делу Веры Засулич)

Градация — такое расположение слов, при котором каждое последующее превосходит предыдущее по интенсивности.

«Доколе ты, Катилина, будешь злоупотреблять нашим терпением? Как долго еще ты, в своем бешенстве, будешь издеваться над нами? До каких пределов ты будешь кичиться своей дерзостью, не знающей узды?» (Цицерон. Речь против Катилины).

Умолчание – фигура, когда оратор, не закончив мысль, переходит к другой, но слушатели понимают, о чем намеренно умалчивается.

«Много ли в нем чистосердечия – это мы увидим…» (Ф. Н. Плевако. Речь в защиту Кострубо-Корицкого).

«…схватил жену за руку, потащил в кабинет – и оттуда, у самых дверей, раздался ее отчаянный крик… В несколько секунд все было кончено». (С. Андреевский. Речь по делу Андреева)

Желание – фигура состоит в том, что оратор высказывает намерение что-то сказать или сделать.

«Я не хочу обвинять ее, но я должен обличить ее ложь». (Ф. Н. Плевако. Речь в защиту Кострубо-Корицкого).

Приемы, по которым слушатели могут заключить, что оратор говорит без подготовки:

Подобные приемы повышают значимость сказанного, помогают наладить контакт с аудиторией, обратить на какое-либо высказывание особое внимание.