logo
Учебное пособие

Фигуры последовательностей

Анафора — повторение слова (нескольких слов) в начале нескольких фраз, следующих одна за другой.

Суров закон. Суров, но справедлив.

Из двух спорящих один всегда не прав. Из двух спорящих не прав тот, кто умнее.

Эпифора — повтор заключительных элементов последовательных фраз.

Кто должен взяться за это, если не мэр? И кто в любом случае потом

получит по шапке, если не мэр?

Параллелизм — однотипность синтаксических конструкции в смежных или

отстоящих недалеко друг от друга частях сообщения.

Но что же сказать о любви чистой и ясной, о любви идейной, о любви к Родине? Она бескорыстна, но это потому, что и всякая любовь бескорыстна (или она не есть любовь). Она готова на жертвы, но это потому, что нет любви без жертвы и подвига, нет любви без самоотверженности и самоотречения (А.Ф. Лосев)

Ее песня была теперь спета, ее мысль исполнена, ее дело завершено. (П. Александров. Речь по делу Веры Засулич)

Перекрещивание (хиазм) – в основе этой фигуры лежит повторение, но повторяющиеся слова меняются местами.

Живу не для того, чтобы есть, а ем для того, чтобы жить. (Цицерон)

При отсутствии предубеждения в суде вину надо карать, а при отсутствии вины – предубеждение отметать. (Цицерон)

Король танцев и танец королей. (Г. де Мопассан)

Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем прямой порядок слов с целью усиления выразительности речи. Наибольшую смысловую нагрузку несет тот член предложения, который помещен в его начало или конец.

Сметливость его и тонкость ума меня поразили. (А.С. Пушкин)

Тяжкое время переживал он. (С. Андреевский)

Итак, риторические тропы и фигуры являются важным средством выражения мысли автора, тем инструментом, с помощью которого можно привлечь внимание аудитории и установить с нею контакт.