logo
Учебное пособие

Инвеция

Итак, любая речь начинается с изобретения содержания, иначе инвенции. На начальной стадии подготовки речи, в фазе ориентации, очень важным звеном является постановка цели и формулирование темы.

Тема речи

Приступая к работе над содержанием речи, ее составитель должен четко сформулировать тему речи (о чем речь) и ее тезис (основная мысль). Кроме того, определить цель речи – какого результата он хочет достичь. В зависимости от этого выбирается стратегия убеждения и средства воздействия на аудиторию. Все это вместе называется замыслом речи.

Требования к теме речи:

Тезис

Тезис – это основная мысль речи, которую автор стремится доказать при помощи аргументов. Тезис – положение, которое нуждается в доказательстве (в отличие от темы).

Аристотель отмечал такое важное качество тезиса, как его конфликтность. Тезис – это положение, которое не согласуется с общепринятым, или по поводу которого имеются разные мнения. Если аудитория согласна с мыслью оратора, нет необходимости ее убеждать.

Цицерон: «Когда я полностью изучу все обстоятельства дела, я сейчас же соображаю, какой в нем вопрос спорный». Именно на нем должно быть сосредоточено внимание оратора.

Тезис соотносится с проблемой. Фактически это решение проблемы, предложенное оратором.

Основные принципы формулировки тезиса:

Цель речи

Цель речи – результат, к которому стремится оратор.

Цель может быть общей и частной. Общая цель – сообщить, побудить, убедить, расположить к себе кого-то.

Частная цель – конкретная формулировка, тесно связанная с тезисом речи. К примеру, убедить аудиторию голосовать на выборах за конкретного кандидата.

Анализ аудитории

Приступая к работе над речью, оратор должен определить, перед какой аудиторией ему придется выступать. От этого зависит, как сформулировать тезис, о чем говорить, а о чем умолчать, что будет уместно в речи, а что неуместно.

Что необходимо учитывать?

Основные фазы инвенции

На этапе инвенции оратор, отбирая материал для будущей речи, проходит три фазы.

Фаза ориентации.

На этом этапе рождается первый, предварительный план речи, который может выглядеть как перечень вопросов, в принципе подлежащих обсуждению. На данном этапе следует отчетливо представлять себе лишь общее направление сообщения, не углубляясь в частности. Автор

работает с эмпирическим материалом – данные из области вербальной или реальной действительности.

Фаза выбора.

Фаза выбора призвана решить, что из собранного материала заслуживает пристального внимания автора в связи с замыслом речи.

В фазе выбора начинается этап самоограничений, на котором нужно определить:

• главное — второстепенное

• существенное — несущественное

• старое — новое

• известное — неизвестное

• общепринятое — оригинальное

• понятное — непонятное.

В фазе выбора автор начинает работать с энциклопедическим материалом: словарями, справочниками, монографиями, научными и деловыми документами. Таким образом, уже отобранный и упорядоченный корпус фактов получает перспективу — историческую, культурную, научную.

Фаза погружения

Последний этап в процессе инвенции – этап последовательной разработки темы. Задачей фазы погружения является гармонизация материала разного происхождения (эмпирического и энциклопедического), «наведение мостов», устранение противоречий.

Итак, на этапе инвенции,

во-первых, происходит определение того, материал какого рода и в каких пропорциях составит сообщение;

во-вторых, тема предстает как единство определенного количества аспектов, которые могут быть представлены на разном уровне глубины,

в-третьих, позиция автора получает завершенное выражение.

Инвенция отвечает за то, что подготовленный материал отобран, систематизирован и может быть основой будущей речи. Организовать само сообщение призвана диспозиция.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4