logo
Учебное пособие

Риторика в Древнем Риме

Красноречие Древнего Рима развивалось под влиянием греческого наследия и достигло расцвета во времена могущества Римской республики. Уважение к ораторскому слову было в Риме древним и традиционным. Считалось, что как на войне римлянин служит своему отечеству с оружием в руках, так в мирное время он служит ему речами в сенате и народном собрании. "Достойный муж, искусный в речах", - таким был идеал римского оратора. Однако, чтобы правильно понять его, следует помнить, что "достойный муж" в латинском языке тех времен - синоним аристократа, а идеал красноречия был тесно связан с политическим идеалом.

Вершиной развития ораторского искусства Древнего Рима является деятельность Марка Туллия Цицерона (106 – 43 гг. до н.э.). Впервые Цицерон выступил на форуме с критикой римского правителя Суллы, после чего ему пришлось надолго покинуть Рим. Вернувшись, он приобрел славу своими яркими политическими речами в сенате, стал сенатором, а затем и консулом республики. В год консульства Цицерона был раскрыт заговор Катилины - дерзкая и широко задуманная попытка государственного переворота. Цицерон, наделенный чрезвычайными полномочиями, при поддержке сената и ликовании народа изгнал из Рима Катилину и казнил его сообщников. После этого народ прославлял Цицерона как второго основателя Рима, а сенат наградил его почетным титулом "отец отечества".

Суть своей риторической системы Цицерон изложил в трех трактатах: «Об ораторе», «Брут» и «Оратор». Все эти произведения объединяет общая идея необходимости для оратора глубоких знаний и высокой культуры. В трактате «Об ораторе» Цицерон определил конкретные задачи обучения красноречию. Основываясь на опыте своих предшественников, он кратко и талантливо сформулировал каноны классической риторики, которые в последующие эпохи стали основами обучения красноречию. Канон (греч. kanon) - правило, положение какого-либо направления, учения.                

Цицерон полагал, что оратор, работая над речью, должен пройти следующие этапы:

     В соответствии с этой традицией выделяются основные разделы риторики:

I.   Изобретение (лат. inventio), II.  Расположение (лат. dispositio), III. Украшение (лат. elocutio).

К ним примыкают IV. Произнесение (лат. actio), V.  Память (лат. memoria).

Именно эти разделы определили содержание классической риторики и основы обучения красноречию в европейской культурной среде.

Большое внимание в трактате «Об ораторе» уделено проблеме воздействия ритора на чувства слушателей. Цицерон исходил из того, что люди в своих поступках чаще руководствуются чувством, чем правилами и законами. Поэтому умение оратора воздействовать на чувства аудитории имеет большое значение в риторике.

 Трактат «Оратор» отвечает на вопрос, каков идеал красноречия. В поисках идеала Цицерон исходит из трех основных назначений ораторского искусства:

 Идеальный оратор тот, кто в своих речах и поучает слушателей, и доставляет им наслаждение, и подчиняет себе их волю. Первое – долг оратора, второе – залог популярности, третье – необходимое условие успеха. «Красноречию свойственно увлекать за собой сердца и трогать их всяческим способом. Оно то врывается в мысли, то вкрадывается в них, сеет новое убеждение, исторгает укоренившееся», - писал Цицерон.

Образ идеального оратора предстает перед нами и в трактате «Об ораторе»: «Оратор должен обладать остроумием диалектика, мыслями философа, словами чуть ли не поэта, памятью законоведа, голосом трагика, игрою такой, как у лучших лицедеев». Все эти качества современники находили в Цицероне. Он был не кабинетным теоретиком красноречия, а пламенным римским республиканцем, политическим мыслителем, философом. Но прежде всего он был великим оратором, художником слова. О чем бы он ни говорил и ни писал – о политическом убийстве или о моральной проблеме – он всегда находил самые точные и выразительные слова.

 Во второй половине 1 в. н.э. теоретиком классического красноречия становится Марк Фабий Квинтилиан (ок. 36 – ок. 100 гг. н.э.) Квинтилиан - адвокат, педагог, руководитель первой государственной риторской школы. Трактат Квинтилиана «Образование оратора» представляет собой обобщение теоретических трудов предшественников и собственного двадцатилетнего опыта преподавателя риторики и судебного адвоката.

Труд Квинтилиана состоит из 12 книг:

I книга – о воспитании будущего оратора в семье и у грамматика до начала занятий риторикой; II книга – о природе риторики как науки, общие сведения, о занятиях в риторической школе; III-IX книги – энциклопедия традиционной теории ораторского искусства; X книга – обзор греческой и римской литературы как образцов, представляющих ценность для будущего оратора; XI книга – о внешних приемах и манерах оратора; XII книга – о моральном и общественном облике оратора.

В своем трактате Квинтилиан изложил советы, опираясь в основном на систему Цицерона, поскольку считал искусство красноречия великого республиканца образцом для всякого оратора. Основные положения труда Квинтилиана близки идеям Цицерона, однако есть в них и существенные отличия. Так, например, для Цицерона философия по отношению к риторике первична, она составляет ее основу. Квинтилиан же считает философию и все другие науки вторичными, они – лишь подготовка к риторике. Значительно подробнее, чем Цицерон, разрабатывает Квинтилиан вопрос о технике красноречия:

Сравним также высказывания Цицерона и Квинтилиана о риторике. Ц и ц е р о н (вслед за Аристотелем): «Риторика – искусство убеждать». К в и н т и л и а н: «Риторика – наука хорошо говорить. Потому что искусство не зависит от исхода дела, оно заключается в действии, а не в последствиях».  Многие расхождения во взглядах Цицерона и Квинтилиана коренились в том, что они жили в разные эпохи существования Римского государства: Цицерон – в эпоху республики, Квинтилиан – в эпоху империи. В период республики обучение в риторических школах готовило римлянина к широкой практической деятельности. Однако в поздний период, период империй, культивировалось искусство слова, благодаря которому речь должна была доставлять эстетическое наслаждение словесным строем и мастерским произнесением. Но при этом речь изменяла своему первоначальному предназначению – выражать мысли и чувства. Направление в ораторском искусстве, возглавляемое Квинтилианом, было своеобразным последним этапом развития римского красноречия. С гибелью республики умерло и римское классическое красноречие.

 Итак, на протяжении всего периода античной культуры риторика определяла не только стиль речи, но и образ мыслей и поведения людей, т.е. философию жизни. В античную эпоху были сформированы основы риторики как науки и ораторского искусства: классический риторический канон, учение о родах и видах красноречия, о взаимосвязанных элементах риторики (этос, пафос и логос) и о воздействии оратора на аудиторию.

Без предварительного знакомства с античной риторикой, которая лежит в основании всех европейских риторик, невозможно понять и осмыслить пути развития этой науки и искусства в Европе и России нового времени.

Эпоха христианства отвергла античную культуру, как языческую, однако использовала достижения риторики в развитии ее новой отрасли – церковного красноречия, или гомилетики. Гомилетика – искусство церковной проповеди, носит ярко выраженный поучительный характер, опираясь на Библию и сочинения святых отцов.