logo
КУРСОВАЯ РАБОТА

3.1. Подготовка к защите курсовой работы

Справедливо считается, что подготовка исследовательской работы – сложный творческий процесс. Сначала Вы вникаете в проблему исследования, увлеченно осуществляете поиск научной литературы, потом ведете кропотливую работу по ее изучению и анализу, возможно, что-либо апробируете или экспериментируете. Наконец, завершаете написание курсовой работы и довольны полученным результатом!

Наступает самый ответственный и психологически очень непростой этап – представление результатов своего исследования на публичное обсуждение, который называется - защита курсовой работы.

Защита показывает уровень научно-теоретической подготовки студента: по содержанию работы можно судить о том, в какой степени студент овладел навыками научного исследования и теоретического обобщения, по процедуре защите – насколько самостоятельно он мыслит и умеет отстаивать свою точку зрения.

Значительная часть успеха в выполнении курсовой работы зависит от подготовки и проведения публичной защиты. Здесь играют роль содержание доклада, внешний вид студента, его ораторское мастерство, использование технических средств и иллюстративного материала, корректность ответов на вопросы и стиль поведения докладчика.

Подготовка к защите в первую очередь сводится к работе над текстом доклада – выступления по результатам исследования. «Доклад – это кратчайшее расстояние между двумя цитатами (Эмиль Кроткий) [12, С.218]. Содержание доклада должно кратко, но обоснованно передавать основное содержание курсовой работы. От того, насколько убедительным, логичным, грамотным, рассчитанным по временным рамкам будет доклад, во многом зависит и результат защиты. Поэтому важно, чтобы доклад соответствовал определенным требованиям, предъявляемым к его структуре и содержанию.

Для доклада студенту выделяется не более 10 минут. В докладе необходимо раскрыть мотивы выбора темы, последовательность работы над ней, особо выделить методы исследования, теоретические выводы и практические рекомендации, основанные на определенной теоретической концепции и подтвержденные передовым педагогическим опытом или опытной деятельностью студента. Советуем студенту при подготовке доклада внимательно познакомиться с отзывом научного руководителя, изучить его вопросы, замечания и пожелания, которые рекомендуем учесть в своем выступлении. Доклад нужно подготовить так, чтобы свободно и непринужденно пользоваться текстом, легко ориентироваться в материале и без труда сопровождать его вспомогательным материалом. Запоминанию текста помогают зрительное и слуховое впечатление, сосредоточение, ассоциации и повторение.

С алгоритмом подготовки доклада можно познакомиться в прил. 14.

Остановимся на основных правилах подготовки к публичному выступлению [18, С. 63]:

1.Определение цели выступления, стремление ее достичь.

2.Определение основных вопросов, на которые необходимо обратить внимание слушателей, их формулировка и запись.

3. Определение регламента – продолжительности речи.

4. Выстраивание идеи в логической последовательности, исключение лишнего.

5.Использование точной информации, фактов, результатов исследований, статистических данных.

6.Накопление материала, отбор, систематизация, компоновка.

7.«Вынашивание» мысли, личностное осмысление и значение, собственные примеры.

8.Ясность изложения, использование простых, коротких предложений.

9.Правильность грамматики, верное произношение имен и фамилий, иностранных и трудных слов.

10.Образность (использование слайдов, рисунков, схем, графиков, иллюстраций, плакатов, карт).

С целью более наглядной и убедительной аргументации полученных результатов на защите можно воспользоваться техническими средствами, а также иллюстративным материалом, выполненным в одном из вариантов: демонстрационном или раздаточном. Все материалы подготавливаются, проверяются и собираются заранее до процедуры защиты курсовой работы.

Следует учесть два важных требования к представляемому материалу. Во-первых, иллюстративный материал должен отражать содержание работы и использоваться целесообразно. В ходе выступления студент может обращать внимание членов комиссии к тому или иному материалу, который будет дополнять или иллюстрировать выраженные автором работы суждения. Во-вторых, иллюстративный материал должен быть грамотно оформлен: подписан, композиционно выстроен, понятен, аккуратен, заголовок и условные обозначения читаемы.

В последнее время студенты часто используют компьютерные презентации для сопровождения доклада, что имеет ряд преимуществ:

1. Слушатели имеют возможность воспринимать материал, как на слух, так и визуально, что помогает им лучше осмыслить и понять представленную в докладе информацию.

2. В презентацию можно включить фрагменты видеозаписей или фотоматериал о ходе проведения исследования, что позволяет наглядно продемонстрировать результаты практической или опытно-экспериментальной деятельности студента, а также предоставляет возможность увидеть автора работы в качестве молодого педагога дошкольного образовательного учреждения или средней общеобразовательной школы.

Несмотря на преимущества использования компьютерных технологий для защиты курсовой работы, студенты сталкиваются с рядом трудностей в процессе подготовки и использования презентации. Выделим основные правила создания и использования компьютерных презентаций в процессе защиты курсовой работы:

1.Все слайды должны быть созданы в едином стиле: фон, цветовая гамма, шрифт, его размер. Следует не перегружать презентацию различными эффектами анимации, что облегчит восприятия информации.

2.Содержание, представленное на слайдах презентации, должно соответствовать теме курсовой работы и не выходить за ее рамки.

3.На слайдах размещают первостепенную, главную информацию, а не весь текст выступления докладчика.

4.Каждый слайд должен иметь тематический заголовок. Все фотоматериалы, а также графики, схемы и таблицы должны иметь подписи.

5.Предпочтительнее размещать на слайдах материал, представленный в виде таблиц, схем, графиков и т.п., что позволяет поместить большее количество информации и облегчает ее восприятие.

6.В презентации необходимо представить следующую общую информацию о курсовой работе: название учебного заведения, название темы работы, Ф.И.О. студента, специальность, курс и группа, Ф.И.О. научного руководителя, компоненты понятийного аппарата, возможно – теоретическую основу исследования, оглавление работы и библиографический список, обязательно – выводы и рекомендации.

7.Презентация создается для сопровождения доклада, поэтому она должна идти не отдельно, а комментировать и дополнять ту информацию, о которой идет речь в докладе автора работы в данный момент.

8.Слайды должны идти параллельно выступлению, а докладчик может обратить на них внимание тогда, когда на них представлена наиболее важная для восприятия информация.

9.Остальная информация размещается по усмотрению автора работы. Она может использоваться с целью пояснения сущности какого-либо термина или понятия, обозначенного в докладе; для расширения представления о том, что лишь упоминается в выступлении; для акцентирования внимания слушателей на важной, по мнению автора работы, информации; для демонстрации фотоматериала, иллюстрирующего проведенное исследование.

10.Стоит заранее обдумать, как вы будете включать презентацию: сами или Вам необходима помощь. В последнем случае, стоит заранее познакомить вашего помощника с презентацией и обсудить технологию вашей совместной работы.

Наконец доклад написан, презентация или иллюстративный материал подготовлен, отсталость подумать о вопросах, которые обязательно будут задавать автору работы члены комиссии или другие лица, присутствующие на защите. Именно они, как правило, видят те недостатки в работе, которых автор не замечает.

Поэтому стоит обратиться с просьбой к научному руководителю, чтобы обсудить возможные варианты вопросов и попытаться грамотно и точно ответить на них. В том числе следует проработать ответы и на такие непростые вопросы, как: «Что же нового (актуального) содержится в Вашей работе?», «Докажите, что …», «Чем вы обосновываете…», «Какой смысл вы вкладываете в этот термин?», «Какие задачи остались нерешенными?», «В чем заключаются рекомендации по проблеме исследования?», «С какими трудностями Вы столкнулись в ходе исследования?», «Какие перспективы в работе по данной проблеме Вы видите?» и др.

Отметим, что весьма многое зависит от впечатления, которое вы произведете на членов комиссии, поэтому следует продумать внешний облик на защите.

Более того, готовясь к защите курсовой работы, рекомендуется посетить несколько защит, чтобы познакомиться с ее процедурой.

Прежде чем перейти к самой процедуре защиты, следует сказать несколько слов о том, что в большей части случаев студенты испытывают чрезмерное волнение, а иногда и сильный стресс перед предстоящей защитой курсовой работы. Результаты анкетирования студентов показали, что основными трудностями при выполнении курсовой работы являются: эмоциональное напряжение, страх, волнение (100%); трудности при ответах на вопросы во время защиты (35%); трудности при подготовке доклада выступления (27%); страх необъективной оценки (20%). Лишь 12% студентов указали, что не испытывали никаких трудностей. Стоит заметить, что, раскрывая причины чрезмерных волнений, 60% респондентов признались, что не стремились к распределению времени, но теперь понимают, что были не правы.

Практика подтверждает, что стрессовые ситуации чаще всего возникают из-за неумения студентов планировать учебно-исследовательскую деятельность или четко следовать плану работы, согласованному в начале учебного года с научным руководителем. Все это приводит к тому, что студенты испытывают напряжение вследствие большого объема выполняемой работы перед приближающейся защитой курсовой работы. Действительно, в данном случае автор работы напряженно старается успеть дописать, оформить и запомнить материал непосредственно перед защитой. Следовательно, полная ясность в понимании выбранной темы им не будет достигнута, а это значит, что у студента возникает напряжение в процессе написания, волнения перед защитой и страх перед вопросами членов комиссии.

Конечно, умение рационально организовывать свой труд позволило бы многим студентам избежать подобных ситуаций. Тем не менее, используя полученный опыт при написании курсовой работы, студенты могут научиться организовать исследовательскую деятельность при выполнении выпускной квалификационной работы. В табл.3 представлены способы, которые помогут юным исследователям избежать или снизить возникновение стрессовых ситуаций при выполнении данной деятельности.

Таблица 3

Способы, помогающие снижению чрезмерного волнения при работе над курсовым проектом

В процессе выполнения

1. Планирование и соблюдение этапов выполнения работы.

2. Систематическое посещение консультаций и обсуждение работы с научным руководителем.

3. Своевременное выполнение заданий научного руководителя.

4. Борьба с собственной ленью.

Накануне защиты

1. Подготовка доклада выступления за неделю до защиты.

2. Репетиция защиты «вслух» перед зеркалом или родственниками.

3. Репетиция ответов на возможные вопросы с научным руководителем.

4. Предварительное посещение других защит.

5. Применение приемов

саморегуляции поведения.

6. Борьба с собственной ленью.

Во время защиты

1. Сознательное применение наработанных приемов саморегуляции поведения.

2. Уверенность в своих силах и вера в ситуацию успеха.

В заключении отметим, что умение планировать работу и соблюдение намеченного плана, знание способов работы с собственным состоянием придадут уверенность в себе и помогут студентам снизить ситуации чрезмерного волнения при подготовке курсовой работы и в процессе ее защиты.