logo
КУРСОВАЯ РАБОТА

1. Общие требования к оформлению.

2. Нумерация страниц. Нумерация страниц сквозная от титульного листа до последней страницы работы, включая приложение. Нумерация страниц титульного листа и оглавления подразумевается, но не проставляется. Страницы нумеруются арабскими цифрами в центре нижнего поля соответствующей страницы цифрой без точки (3).

3. Оформление титульного листа. Текст титульного листа оформляют шрифтом Times New Roman, 14 размер, обычный, полуторный интервал. Тему работы оформляют шрифтом Times New Roman, 16 размер, полужирный, полуторный интервал. Возможно оформление словосочетания «курсовая работа» и названия темы работы шрифтом Times New Roman, 14 размер, полужирный, прописными буквами. Не допускаются переносы и сокращения слов. Образец оформления титульного листа представлен в прил. 5.

4. Оформление оглавления. Все заголовки выполняются с прописной буквы, точки в конце заголовков не ставятся. Названия структурных элементов работы (введения, глав, заключения, библиографического списка, приложения) можно выделить 14 шрифтом полужирным или прописными буквами. По каждой главе, параграфу, пункту указывается номер страницы, который выравнивается по правому краю в столбик. Заголовки глав располагаются друг под другом. Заголовки параграфов и пунктов смещаются вправо на 1,25 см. (5 знаков) и располагаются точно друг под другом. Образец оформления оглавления представлен в прил. 6.

5. Нумерация глав. Главы нумеруются римскими цифрами с точкой (Глава I.), параграфы и пункты – арабскими цифрами с точкой (первый параграф первой главы – 1.1.; первый пункт второго параграфа первой главы - 1.2.1.).

6. Оформление заголовков. Все названия глав, параграфов и пунктов в тексте курсовой работы должны соответствовать их названию в оглавлении. Для оформления заголовков можно использовать шрифт Times New Roman , 14 размер, полужирный. Следует учесть, что шрифт всех заголовков в курсовой работе должен быть единым. Точки в конце названий не ставятся. Расстояния между наименованиями параграфа, пункта, последующего текста располагается на 1 интервал ниже и выравнивается по левому краю работы.

7. Правила сокращения слов. Правилам сокращения подлежат различные части речи. Для сокращений используют следующие способы [11]:

Можно использовать буквенные аббревиатуры, которые составляются из начальных букв полных наименований (РФ, суз, МВД). Авторы могут сами вводить буквенные аббревиатуры, обозначающие специальные для изучаемой темы понятия (СОШ – средняя общеобразовательная школа, ДОУ – дошкольное образовательное учреждение, СДЮШ – спортивная детская юношеская школа, ЗПР - задержка психического развития. Первое упоминание аббревиатуры указывается в скобках после полного наименования, в дальнейшем уже можно использовать заданное сокращение. Например: «детский церебральный паралич (ДЦП)».

8. Правила перечисления. Все элементы перечисления в целом должны грамматически подчиняться вводному предложению, которое предшествует перечислению. Основную вводную фразу нельзя обрывать на предлогах и союзах (на, из, от, то, что, как, и т.п.). В оформлении перечислений используют арабские цифры и латинские буквы. Аналогично формируются как буквенные, так и цифровые списки.

В нумерованных списках при крупных текстовых фрагментах, состоящих из развернутых фраз со своими знаками препинания, перечисления пишутся с абзацными отступами, используются арабские цифры с точкой (1., 2.) после которых текст начинается с прописной буквы и завершается точкой. Например, Ход подобных уроков можно разделить на несколько этапов:

1. На первом этапе учитель информатики предлагает провести небольшую разминку, в ходе которой учащиеся повторяют материал.

2. На втором этапе учитель информатики повторяет с учащимися основные правила работы с программным продуктом, которым они будут пользоваться на уроке.

3. На третьем этапе учащиеся индивидуально выполняют задания за компьютером.

4. На четвертом этапе проходит защита работы, ее показ и оценка учителем.

5. На пятом этапе определяется степень достижения целей и задач, поставленных на уроке, подводятся итоги, выставляются отметки.

Мелкие фрагменты перечисления, состоящие из словосочетаний, нумеруются порядковой нумерацией арабскими цифрами со скобкой (1), 2), 3) и т.д.), начинаются со строчной буквы и разделяются точкой с запятой. Например, В психолого-педагогической литературе выделяют следующие аспекты профессионального выгорания:

а) снижение самооценки;

б) одиночество;

в) эмоциональное истощение, соматизация.

Если перечисления состоят из отдельных слов, то они пишутся в строчку и оформляются с помощью нумерации арабскими цифрами или латинскими буквами и запятых. Например, Семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии, выполняет следующие специфические функции: 1) абилитационно-реабилитационную, 2)корригирующую, 3) компенсирующую. По классификации Всемирной туристской организации выделяют следующие формы туризма:

а) лечебный, б) рекреационный, в) экскурсионный, г) научный, д) деловой,

е) этнический.

9. Правила написания числительных. Количественные числительные записываются цифрами, если они являются многозначными, и словами, если они однозначны. Если при числительном даются в сокращенном обозначении единицы величины, то такое числительное (даже однозначное) записывается цифрами (28 кг, 5л и т.д.), при этом точка после сокращений единиц меры, длинны, массы, объема и т.п. не ставится.

Порядковые числительные пишутся словами (восьмой, тридцать первый и т.п.). Порядковые числительные не имеют падежных окончаний, если они стоят после существительного, к которому относятся (гл. 11, на рис. 8, в табл. 7 и т.п.), и имеют падежные окончания, если они стоят перед существительным (3-й класс, 2-й этап и т.п.). При перечислении нескольких порядковых числительных падежное окончание ставится только один раз (учащиеся 1 и 2-го классов).

 10. Правила цитирования. При цитировании чужой текст заключается в кавычки и приводится в том виде, в каком он дан в источнике, с сохранением смысла и особенностей авторского написания [8, C.48]. Пропуск слов, предложений, абзацев допускается при цитировании лишь тогда, когда это не искажает всего фрагмента, и обозначается многоточием, которое ставится на местах пропуска.

Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, она начинается с прописной (большой) буквы. Например, Еще В.Г. Белинский писал: «Если вы цените ум человека, то сумейте оценить и массу мозга, в которой происходят все умственные отправления, умейте ценить и нервную систему, передающую нам ощущения». Если цитата включена на правах части в предложение авторского текста, она пишется со строчной (маленькой) буквы. Если в цитату вошла только часть предложения цитируемого источника, то либо после кавычки ставится многоточие и цитата начинается с маленькой буквы, либо цитата начинается с большой буквы и заканчивается многоточием. Например, «Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным…» - такой принцип провозглашает Декларация прав ребенка.

Цитата начинается со строчной буквы и тогда, когда она органически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась в источнике. Например, М.В.Киселева подчеркивает, что «работа с ребенком – это процесс, требующий осторожности и деликатности, процесс, при котором происходящее в душе психолога взаимодействует с происходящим в душе ребенка».

При непрямом цитировании (пересказе, изложении мыслей автора своими словами) следует быть точным в изложении материала и корректным при оценке излагаемого, указывая ссылку на источник.

Каждая цитата обязательно должна сопровождаться ссылкой на источник.

11. Оформление таблиц. Таблицы могут быть представлены как в тесте курсовой работы, так и вынесены в приложение. Все таблицы последовательно нумеруются арабскими цифрами. Над правым верхним углом таблицы помещается надпись «Таблица …» с указанием ее порядкового номера (Таблица 3), без знака № перед цифрой и точки в конце названия. Таблица снабжается тематическим заголовком, который отражает содержание таблицы и помещается посредине над ней. Заголовок таблицы оформляется строчными буквами, кроме первой – заглавной. Номер шрифта и межстрочный интервал заголовка и теста таблицы могут быть меньше, чем в основном тексте курсовой работы.

Каждая колонка таблицы должна иметь заголовок и подзаголовок, в конце которых точки не ставятся. Заголовки в таблице пишутся с прописных букв, подзаголовки – со строчных. Промежуточные знаки препинания в тексте таблицы проставляются, в том числе, и точки между предложениями.

При оформлении таблицы следует помнить о научной этике, которая предусматривает упоминания и ссылки на испытуемых в закодированном виде, для сохранения анонимности респондентов. Если в таблицу заносятся сведения о детях, то прописывается имя ребенка полностью и ставится прописная буква фамилии, затем точка. Если цифровые и иные данные в ячейке не приводятся, то в ней ставится прочерк.

Если таблица занимает более одной страницы, то тематический заголовок таблицы указывается один раз, а на следующих страницах в правом верхнем углу над таблицей пишется «Продолжение табл. 2», на последней странице таблицы - «Окончание табл. 2». Часть таблицы, в которой прописано содержание колонок (заголовки и подзаголовки), повторяется на новой странице.

Если в тексте работы представлена только одна таблица, ее нумеровать не следует и слово «Таблица» над ней не пишут.

На все таблицы, приведенные в курсовой работе, обязательно должны быть сделаны ссылки с указанием номера таблицы. Если таблица расположена в тексте работы, то ссылка оформляется следующим образом: «Факторы, влияющие на здоровье детей школьного возраста приведены в табл. 3.». Если таблица вынесена в приложение, то ссылка оформляется следующим образом: «Факторы, влияющие на здоровье детей школьного возраста представлены в прил. 2.». Образцы оформления таблиц представлены в прил. 9.

12. Оформление иллюстраций. Иллюстрации (рисунки, графики, схемы, диаграммы, фотографии и т.п.) могут располагаться в самом тексте работы, на отдельных листах между страницами в тексте или могут быть вынесены в приложение. В случае если иллюстрации располагаются на отдельных страницах в тексте работы, то листы с иллюстрациями нумеруются в общем порядке, как и страницы с текстом.

Обязательна сквозная нумерация иллюстраций, представленных в работе. Каждая иллюстрация имеет свое название. Иллюстрацию снабжают подрисуночной подписью, которая делается внизу под изображением, выравнивается по центру и оформляется следующим образом: сокращенное слово «Рис.», порядковый номер (арабскими цифрами), тематический заголовок без точки в конце, экспликацию (объяснение), если это необходимо. В последнем случае детали рисунка обозначаются цифрами, и соответствующие пояснения выносят в подпись. Перенос слов в наименовании иллюстрации не допускается. Название иллюстрации можно выделить курсивом. Например, «Рис. 2. Система закаливания младших дошкольников» или «Рис. 4. Схема выполнения артикуляционной гимнастики».

Обязательным условием является ссылка на иллюстрацию, оформленная в тексте работы с указанием ее номера: «На рис. 1 изображены варианты заданий к методике «Узор» Л.И.Цеханской.», «..как это видно на рис. 3 (из рис. 3)...». Образцы оформления иллюстраций представлены в прил. 10.

13. Оформление ссылок. Ссылки в тексте на приложение, а также на главы и страницы пишутся сокращенно и без номерного знака (рис. 2, табл. 1, гл. I, С.10). Если указанные слова в тексте не сопровождаются порядковым номером, то их следует писать в тексте полностью, без сокращений. Например, «.. из данных, приведенных в таблице, видно…»; «данные таблицы свидетельствуют о…» и т.п.

14. Оформление библиографических ссылок. Библиографическая ссылка – это совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте работы другом издании. Ссылки уместно употреблять при цитировании; заимствовании положений, выводов, предложений и цифровых данных; анализе опубликованных работ; необходимости отослать читателя к источнику, в котором вопрос освещен более подробно, чем в работе данного автора.

Оформление ссылок на библиографические источники является одним из основных требований к курсовой работе. Ссылки оформляются на той же странице работы, к которой они относятся. В зависимости от расположения выделяют внутритекстовые, подстрочные и затекстовые ссылки [1, 4, 8, 16, 20].

Внутритекстовые ссылки используются, когда значительная часть ссылки вошла в основной текст курсовой работы так органично, что изъять ее невозможно. Такая ссылка включается в текст путем указания в скобках выходных данных и номера страницы и оформляется в самом тексте работы. Например, По мнению Г.К.Ушакова, «…в основе неврастении лежит состояние раздражительной слабости, быстрое возбуждение и быстрое истощение различных функций организма. Чувство голода, появляющееся внезапно, проходит, как только он приступает к еде.» (Ушаков, Г.К. Детская психиатрия [Текст] / Г.К.Ушаков. - М.: Медицина, 1973. – С.321). Возможен и такой вариант: В своем исследовании профессор Г.Г.Шанько аргументировано доказывает влияние острых и хронических психотравмирующих воздействий на формирование личности ребенка и появление эмоционально-поведенческих нарушений (Шанько, Г.Г. Неврозы у детей [Текст] / Г.Г.Шанько. – Минск:Харвест, 2006. – 41 с.).

Подстрочные ссылки применяются чаще, чем внутритекстовые, поскольку они не загромождают основной текст и дают возможность читателю сразу же установить использованный источник. Такие ссылки оформляются внизу страницы, на которой содержится или начинается упоминание издания. От левого поля страницы горизонтальной линией выполняется отчеркивание (не более 15 знаков). Текст ссылки начинается с повторения условного знака, который был выбран в самом тексте (цифры или звездочки *). Если ссылок более четырех, то использовать звездочки нецелесообразно. Ссылка оформляется 14 или 12 шрифтом, одинарным межстрочным интервалом. Упоминание на ссылку оформляют в конце цитаты или др. в тексте без пробела. Например, «Н.Л.Черная, описывая результаты проведенного исследования в г. Ярославле, приводит показатель здоровых детей раннего возраста только 8%».3

Нумерацию ссылок можно делать для каждой страницы свою или сквозную (сплошную) по каждой главе либо всей работе в зависимости от количества ссылок.

Библиографические ссылки, воспроизведенные из других изданий, приводят с указанием источника заимствований, например: «Цит. по:».

Затекстовые ссылки используются в тех случаях, когда автор сделал большое количество ссылок, которые большинству читателей не нужны по ходу чтения, но могут быть полезны в дальнейшей работе. Ссылка на использованный источник в тексте работы делается с помощью квадратных скобок. В них проставляется номер, под которым источник числится в списке использованной литературы, например [12], [25] и т.д. В случаях, если используются цитаты или заимствованные из публикаций цифровые и другие данные, дополнительно указывается также страница источника. В этом случае ссылки будут иметь следующий вид: [12, С. 51], [25, С. 32]. Подобная запись означает ссылки на 51 страницу источника под номером 12 и на 32 страницу источника под номером 25 из списка использованной литературы.

Если возникает необходимость сослаться на мнение, разделяемое рядом авторов либо аргументируемое в нескольких работах одного и того же автора, то следует отметить все порядковые номера источников, которые разделяются точкой с запятой. Приведем несколько примеров. Ученые считают, что прилежные дети стремятся, во что бы то ни стало выполнить все задания, реагируют на информационные перегрузки повышением раздражительности, ухудшением сна, изменениями в поведении [2, 6, 13]. Большинство современных исследований [1, 5, 21,22] подтверждают, что...

Ссылки на используемую литературу обязательны. В этом проявляется культура отношения к авторской мысли и авторскому тексту.

15. Оформление библиографического списка. Составление библиографического описания регламентируется государственным стандартом, в котором установлены общие требования к описанию документа и правила его составления.

Нумерация источников сплошная. Сначала в алфавитном порядке размещают источники, опубликованные на русском языке, затем – на иностранном языке, последовательно продолжая нумерацию. Описание каждого источника начинается с абзацного отступа. Возможно выделение фамилии автора курсивом.

Работы одного автора группируют по алфавиту их названий, авторов-однофамильцев - по алфавиту инициалов авторов. При перечислении нескольких работ одного автора его фамилию и инициалы указывают каждый раз. Работы одного автора и его работы с соавторами располагаются в списке в алфавите первых слов заглавий, при этом фамилии соавторов не учитываются.

Последовательность библиографического описания строго регламентирована нормативными документами и не может быть изменена:

Примеры выполнения библиографического описания приведены в прил. 11.

Итак, после того как курсовая работа будет написана и оформлена в соответствии с требованиями, студент сдает ее для написания отзыва научному руководителю. Научный руководитель пишет отзыв на курсовую работу, в котором отражает характер исследовательской деятельности студента, отмечает достоинства работы и выделяет замечания, рекомендации и пожелания для дальнейшего продолжения исследовательской деятельности студента. С формой написания отзыва можно познакомиться в прил. 12.

Заметим, что еще в начале выполнения основного этапа учебно-исследовательской деятельности, целесообразно познакомиться с критериями оценки курсовых работ, которые представлены в прил. 13, что поможет студенту самостоятельно спрогнозировать предполагаемый результат и стремиться к достижению поставленной цели.