logo
КУРСОВАЯ РАБОТА

Глава III. Заключительный этап выполнения курсовой работы……………………………….....…33

3.1. Подготовка к защите курсовой работы……………………....……………...............................33

3.2. Процедура защиты курсовой работы………………….……………………………………..…36

Заключение………………………………………………...….……………………………………………..38

Библиографический список……………………….…….…………………..……………………….……39

Приложение……………………………………………………………………………………………….....41

Введение

Там, где господствует дух науки, творится великое.

Н.И.Пирогов

В настоящее время научно-технический и социальный прогресс, становление информационного постиндустриального общества оказывает мощное воздействие на сферу профессионального образования. На фоне этого глобального процесса усиливается исследовательский компонент в профессиональной деятельности специалиста. От современного педагога сейчас требуются не только фундаментальные знания, сформированные профессиональные умения, развитые творческие способности, но и овладение комплексом исследовательских умений, необходимых для анализа и отбора предлагаемых инновационных образовательных технологий и совершенствования своей профессиональной деятельности на научной основе.

Сегодня системе образования требуется специалист–исследователь, инициативный, самостоятельно мыслящий и широко образованный, способный предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения, реализовать свой личный и профессиональный потенциал, одновременно удовлетворяя потребности общества.

Шадрина Л.И. под учебно-исследовательской деятельностью понимает такую форму «…организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением студентами творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования» [31, С.28]: постановки проблемы, ознакомления с литературой по данной проблематике, овладения методикой исследования, сбора соответствующего материала, его анализа, систематизации и обобщения.

Исследовательская работа один из способов формирования профессиональной компетенции специалистов в системе образования. Являясь эффективным средством развития творческого потенциала будущего специалиста, учебно-исследовательская деятельность, способствует появлению новых качеств - широты кругозора, видение проблем, определенную системность и логичность мышления, что пригодится в дальнейшей научной и педагогической деятельности, в общении, в быту и вообще в жизни. Она позволяет актуализировать знания, получаемые при изучении различных дисциплин учебного плана, сформировать умения работать с информацией, расширить способы деятельности. Она развивает научную активность студента, самостоятельность, контроль и самоконтроль, умение изучать и исследовать, сравнивать и анализировать, обобщать и систематизировать, делать выводы, сопоставлять и излагать мысли на бумаге, что, в конечном итоге, способствует повышению качества подготовки студентов, их конкурентоспособности в современной системе образования.

В период обучения студентов в колледже им предлагается выполнить разные виды учебно-исследовательских работ: реферативные, курсовые, выпускные квалификационные работы. Каждый из этих видов отличается определенным объемом и возрастающей по содержанию степенью сложности и обработки теоретических и практических материалов. Одни работы содержат лишь обзор и критическую оценку имеющихся научных трудов, другие являются результатом исследовательской деятельности студента в период педагогической практики, третьи представляют собой результат творческого решения научной проблемы.

Овладение студентами исследовательскими навыками в процессе выполнения этих видов работ окажется полезным при обучении их на второй ступени непрерывного профессионального образования – в вузе, при обучении в аспирантуре и написании диссертационного исследования, при обобщении своего педагогического опыта в самостоятельной профессиональной деятельности, при подготовке к аттестации.

Осуществление учебно-исследовательской работы регламентируют государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования повышенного уровня, предусматривающие в учебных планах самостоятельную работу студентов. Приобщение студентов к научным исследованиям становится особенно актуальным на заключительном этапе получения среднего профессионального образования, когда у них формируется теоретическое мышление. В современной практике среднего профессионального образования защита выпускной квалификационной работы студентами является обязательным требованием государственной итоговой аттестации. Поэтому возникает необходимость постепенной, углубленной подготовки всех студентов колледжа к организации и проведению психолого-педагогических исследований, что осуществляется благодаря преемственности в выполнении реферативной, курсовой и выпускной квалификационной работ, в ходе выполнения которых формируется система исследовательских умений и навыков студентов, направленных на совершенствование их профессиональной подготовки.

Бесспорно, осуществление учебно-исследовательской деятельности по различным вопросам и проблемам развития, обучения и воспитания представляет определенную сложность, прежде всего, при написании курсовой работы. Именно в процессе выполнения курсового проекта, в отличие от реферативной работы, студент учится подбирать необходимые методики, планировать и осуществлять практическое исследование, анализировать и делать выводы для последующей практической деятельности. Выполнение студентами курсовой работы является важным этапом их подготовки к осуществлению исследовательской деятельности на более высоком теоретическом и практическом уровне при написании выпускной квалификационной работы.

В данном учебно-методическом пособии представлен опыт работы педагогического колледжа по руководству учебно-исследовательской деятельностью студентов в системе непрерывного педагогического образования. Материалы, представленные в пособии могут найти практическое применение в учреждениях среднего профессионального образования при организации и выполнении курсовых работ студентами педагогических колледжей.