10. Лексика с точки зрения происхождения (неологизмы, историзмы, архаизмы, варваризмы)
Архаизмы – это устаревшие слова, которые вышли из активного словаря и вместо которых появились новые, имеющие то же значение: лицедей – актер, повинен – обязан, вельми – очень, токмо – только. Архаически звучат сегодня следующие канцеляризмы: безотлагательно, войти с ходатайством, взимать, возымело, всемерно, всуе, дабы, вышеозначенный, нижеупомянутый, подлежит, присовокупить, тем паче, учинить и др. Состав архаизмов непостоянен и изменчив. Слова, входящие сегодня в общеупотребительный словарь, завтра могут стать архаизмами, а нынешние архаизмы завтра могут быть забыты. Историзмы – это слова, которые соответствовали идеологическим и бытовым понятиям и явлениям, ушедшим в прошлое. К ним отнесятся названия уже не существующих должностей, занятий, званий: боярин, посадник, околоточный, надзиратель, предводитель дворянства. Заменить эти историзмы современными словами нельзя, так как сегодня уже не существует соответствующих понятий. Историзмами стали слова, появившиеся в русском языке в советскую эпоху: продразверстка, шкраб (школьный работник), губнарообраз (губернский отдел народного образования), нэп, ликбез. Историзмы и архаизмы вводятся в речь для придания колорита той или иной эпохе. Так, описывая XVIII век можно использовать архаизмы не токмо, понеже, сей и др., а также заимствованные слова, которые были в активном употреблении в то время: виктория, вояж, политес, без всякого сансу.
Неологизмы – это слова, недавно появившееся в языке. Неологизмами они считаются до тех пор, пока говорящие ощущают их новизну.Неологизмы рождаются на протяжении всей истории народа. Изменения в области производственных и общественных отношений, открытия в науке и технике, появление новых понятий становятся причиной их возникновения в языке. Неологизмами пришли в литературный язык XX века такие слова, как факс, ксерокс, принтер, мобильный телефон, пейджер, ноутбук и мн. др. Творцами неологизмов – терминов в науке и технике – в наше время являются ученые, изобретатели. В зависимости от условий создания неологизмы делятся на две группы. Возникновение одних никак не связывается с именем создателя, другие, наоборот, вводятся в употребление известными людьми. Никто не может сказать, кем были придуманы когда-то слова: колхоз, комсомол, пятилетка. Зато закреплено авторство создателей следующих слов: созвездие, полнолуние, притяжение – М.В. Ломоносов; общественность, общедоступный, человечный – Н.М. Карамзин; понятие – А.Д. Кантемир; стушеваться – Ф.М. Достоевский; головотяп – М.Е. Салтыков-Щедрин; гражданин – А.Н. Радищев. Индивидуально-авторские неологизмы вызывают большой интерес у исследователей. Варваризмы - (от лат. barbaris - чужеземный) - слова и выражения, заимствованные из чужого языка в разные периоды исторического развития (позже возможна их ассимиляция языком, так как варваризмы - понятие исторически подвижное). Слова и словосочетания, взятые из французского языка, называются галлицизмами, из немецкого - германизмами, из польского - полонизмами. Варваризмы - одно из средств речевой характеристики персонажей в художественном тексте. Используются также для создания определенного колорита или в случае, если ее автор не находит в родном языке соответствующего аналога. Но панталоны, фрак, жилет, Всех этих слов на русском нет... А. Пушкин
- 1. Предмет и задачи курса русского языка и культуры речи. Литературный язык нации.
- 2. Текст. Способы сокращения текста. План. Реферат. Аннотация.
- 3. Нормы русского языка. Динамический характер норм.
- 4. Орфоэпия:
- 5. Словари:
- 6. Синонимия русского языка. Виды синонимов.
- 7. Омонимия. Лексико-семантические явления, связанные с ней.
- 8. Антонимия. Антонимы и их разновидности. Оксюморон.
- 9. Паронимия. Особенности. Возможности использования.
- 10. Лексика с точки зрения происхождения (неологизмы, историзмы, архаизмы, варваризмы)
- 11. Заимствования. Социально-языковые предпосылки заимствований.
- 12. Русская фразеология. Этимология фразеологизмов.
- 13. Аббревиатуры. Род аббревиатур.
- Вариантные аббревиатуры
- 14. Тавтология. Плеоназм
- 17. Глагол. Морфологические нормы
- 20. Язык рекламы.