14. Тавтология. Плеоназм
Разновидностью многословия является тавтология (от греч. tauto – то же самое и logos – слово) – повторное обозначение другими словами уже названного понятия: умножить во много раз, возобновить вновь, необычайный феномен, движущий лейтмотив. Тавтологией называют также соединение иноязычного и русского слов, дублирующих друг друга по значению: впервые дебютировал, свободная вакансия, своя автобиография, прейскурант цен.
Плеоназм (от греч. pleonasmós — излишество), многословие, употребление слов, излишних не только для смысловой полноты, но обычно и для стилистической выразительности. Причисляется к стилистическим «фигурам прибавления», но рассматривается как крайность, переходящая в «порок стиля»; граница этого перехода зыбка и определяется чувством меры и вкусом эпохи. Плеоназм обычен в разговорной речи («своими глазами видел»), где он, как и др. фигуры прибавления, служит одной из форм естественной избыточности речи. В фольклоре плеоназм приобретает стилистическую выразительность («путь-дорога», «море-океан», «грусть-тоска»); в литературе некоторые стили культивируют плеоназм («пышный стиль» античные риторики), некоторые избегают его («простой стиль»). Усиленная форма плеоназма — повторение однокоренных слов («шутки шутить», «огород городить») — называется парегменон или figura etimologica. Иногда крайнюю форму плеоназма (повторение одних и тех же слов) называют тавтологией. Однако в современной стилистике понятие тавтологии нередко отождествляют с плеоназмом.
15. Морфологические нормы существительного:
Мужской род: 1. Все названия парных предметов имеют нулевое окончание: ботинок, сапог, чулок, брюк, погон, ножниц. Исключение: носков. 2. Названия национальностей подчиняются следующим правилам:
а) слова с основой на -н, -р имеют нулевые окончания: англичан, армян, грузин, лезгин, осетин, румын, туркмен, цыган, башкир, болгар. Исключение: негров. б) слова с основой на другие буквы имеют окончание -ов: киргизов, калмыков, таджиков, узбеков, монголов, якутов. Исключение: турок, бурят.
3. Названия воинских групп и прежних родов войск требуют следующих окончаний: а) без числительных они имеют нулевое окончание: партизан, солдат, гренадер, гардемарин, гусар, драгун, улан; б) прежние рода войск с числительными имеют окончания -ов: 10 гусаров, 5 гардемаринов, 6 гусаров, 7 уланов. 4. Названия единиц измерений вариативны: а) ампер, ватт, грамм, килограмм, рентген, кулон; б) амперов, ваттов, граммов, килограммов, рентгенов, кулонов.. Усеченные формы (ампер, грамм) характерны для разговорной речи. 5. Имена группы "овощи – фрукты" имеют окончания -ов: апельсинов, мандаринов, бананов, помидоров, баклажанов. Усеченные формы (апельсин, мандарин, банан, помидор) характерны для разговорной речи.
Женский род: 1. Существительные на -ля, -ня имеют нулевое окончание: вафель, кровель, сплетен, нянь, вишен, яблонь. 2. Некоторые существительные имеют окончание -ей: свечей, граблей, простыней.
Есть и вариантные формы: Игра стоит свеч, но: В доме нет свечей. Однако слово свеча здесь употреблено в прямом и переносном (фразеологическом) значениях (укажите, где какое). 3. Существительные на -ия имеют окончание -ий: аудиторий, академий, консерваторий. Средний род: 1. Ряд имен имеют нулевое окончание: яблок, плеч, блюдец полотенец, зеркал. Обратите внимание на форму плеч (Платье с плечами и без плеч!). 2. Нормативными являются формы на -ий: побережий, захолустий, снадобий.
3. Существуют также формы на -ев: устьев, болотцев, верховьев, низовьев. А как образуют родительный падеж те существительные, которые употребляются всегда только во множественном числе? Существительные, употребляющиеся всегда только во множественном числе (не имеющие рода), образуют родительный падеж с помощью различных типов окончаний: нулевого: сумерек; суток;
-ов: заморозков; -ей: будней, яслей, саней.
16. Степени сравнения прилагательных. Краткая форма прилагательных
Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную степени сравнения, каждая из которых может быть простой (состоит из одного слова) и составной (состоит из двух слов). Простая форма сравнительной степени может образовываться с помощью суффикса (интереснее, тише, дольше), суффикса и приставки (побольше), может использоваться другая основа (хороший – лучше, плохой - хуже). Составная форма сравнительной степени образуется с помощью слов более, менее (более мягкий, менее кислый). Превосходная степень показывает, что данный предмет превосходит остальные по какому-либо признаку. Простая форма сравнительной степени может образовываться с помощью суффикса (величайший, умнейший), приставки и суффикса (наивысший, наимудрейший), может использоваться другая основа (хороший – лучший, плохой - худший). Составная форма превосходной степени образуется с помощью слов самый, наиболее, наименее (самый добрый, наиболее прочный, наименее шумный) или прибавлением слова всех к сравнительной степени прилагательного (тише всех, вежливее всех).
Краткая форма прилагательных. В отдельных случаях краткие формы прилагательных могут выражать временные или относительные, связанные лишь с данной ситуацией признаки, в то время как полные формы называют признаки более общие и даже абсолютные (человек болен или больной). Краткие формы прилагательных более употребительны в книжно-письменных стилях. Полные формы прилагательных в подобных текстах не уместны (выводы комиссии обоснованы и справедливы).
- 1. Предмет и задачи курса русского языка и культуры речи. Литературный язык нации.
- 2. Текст. Способы сокращения текста. План. Реферат. Аннотация.
- 3. Нормы русского языка. Динамический характер норм.
- 4. Орфоэпия:
- 5. Словари:
- 6. Синонимия русского языка. Виды синонимов.
- 7. Омонимия. Лексико-семантические явления, связанные с ней.
- 8. Антонимия. Антонимы и их разновидности. Оксюморон.
- 9. Паронимия. Особенности. Возможности использования.
- 10. Лексика с точки зрения происхождения (неологизмы, историзмы, архаизмы, варваризмы)
- 11. Заимствования. Социально-языковые предпосылки заимствований.
- 12. Русская фразеология. Этимология фразеологизмов.
- 13. Аббревиатуры. Род аббревиатур.
- Вариантные аббревиатуры
- 14. Тавтология. Плеоназм
- 17. Глагол. Морфологические нормы
- 20. Язык рекламы.