13. Аббревиатуры. Род аббревиатур.
В русском языке широко распространены аббревиатуры – сокращенные буквенные названия. Они читаются либо: а) по буквам: ФА, МГУ, ООН, МВФ, ФСБ; либо
б) целиком слогом: ТАСС, МХАТ, СЭВ, МИД.
Род аббревиатур определяется по роду главного (ведущего) слова: МГУ Ž Московский государственный университет – муж. род; ФА Ž Финансовая академия – жен. род; ООН Ž Организация объединенных наций – жен. род; ОРТ Ž Общероссийское телевидение – ср. род. Синтаксически род аббревиатуры выражается формой глагола: ФА приняла студентов (академия); МВФ выделил средства (фонд); ОРТ передало последние известия (телевидение).
Аббревиатуры-исключения
Некоторые аббревиатуры при длительном употреблении получили форму рода не по роду главного слова, а по своему внешнему облику, т.е. аббревиатуры, оканчивающиеся на согласный, стали мужского рода. Так произошло со следующими аббревиатурами, которые можно считать исключениями из правил: вуз – муж. род: Вуз принял студентов (хотя по правилу: вуз высшее учебное заведение ср. род); ЖЭК – муж. род: ЖЭК собрал жильцов (хотя по правилу: ЖЭК жилищно-эксплуатационная контора жен. род); ВАК – муж. род: ВАК утвердил данную кандидатуру (хотя по правилу: ВАК высшая аттестационная комиссия жен. род).
- 1. Предмет и задачи курса русского языка и культуры речи. Литературный язык нации.
- 2. Текст. Способы сокращения текста. План. Реферат. Аннотация.
- 3. Нормы русского языка. Динамический характер норм.
- 4. Орфоэпия:
- 5. Словари:
- 6. Синонимия русского языка. Виды синонимов.
- 7. Омонимия. Лексико-семантические явления, связанные с ней.
- 8. Антонимия. Антонимы и их разновидности. Оксюморон.
- 9. Паронимия. Особенности. Возможности использования.
- 10. Лексика с точки зрения происхождения (неологизмы, историзмы, архаизмы, варваризмы)
- 11. Заимствования. Социально-языковые предпосылки заимствований.
- 12. Русская фразеология. Этимология фразеологизмов.
- 13. Аббревиатуры. Род аббревиатур.
- Вариантные аббревиатуры
- 14. Тавтология. Плеоназм
- 17. Глагол. Морфологические нормы
- 20. Язык рекламы.