4. Базовые концепты политического дискурса
Тип институционального дискурса определяется, в том числе, и его базовыми концептами. Так, для педагогического дискурса центральными являются концепты «образование», «учитель», для религиозного – «вера», «Бог», для политического дискурса – «власть», «политик».
«Центральные концепты, образующие основу общественных институтов, обладают большой генеративной силой в том плане, что вокруг них концентрируется обширная смысловая область, для описания которой необходимо составлять достаточно объемный словарь» (Карасик 1999:6). Действительно, значение лексем – имен соответствующих концептов, помимо содержательного минимума значения, объективированного в словарной дефиниции, включает обширный информационный потенциал или поле ассоциативных признаков. Если все элементы ассоциативного потенциала имени базового концепта окажутся вербализованными в номинативных единицах, то мы получим целый тезаурус соответствующей предметной области. Генеративную функцию базового концепта в семиотическом пространстве дискурса можно сопоставить с ролью доминанты в развитии лексико-семантической парадигмы. Чем шире информационный потенциал доминанты, тем большими деривационными возможностями она обладает (Сентенберг 1984).
- Глава I
- 1. Содержание и границы политического дискурса
- 2. Функции политического дискурса
- 3. Системообразующие признаки политического дискурса
- 3.1. Специфика институциональности.
- 3.2. Специфика информативности
- 3.3. Смысловая неопределенность
- 3. 6. Эзотеричность
- 3. 7. Роль фактора масс-медиа
- 3. 9. Театральность
- 3. 10. Динамичность
- Реальный денотат Фантомный денотат
- Динамичность Косность, консерватизм
- 4. Базовые концепты политического дискурса
- 4. 1. Культурно-языковой концепт «власть»
- Б) Власть – магия – чудо.
- Г) Власть – говорение.
- 4. 2. Культурно-языковой концепт «политик»