logo search
СМК лекция 22

Тексты смк как предмет для изучения

С появлением массовых коммуникаций в обществе внимание исследователей привлекло само содержание информации, курсирующей по каналам. Можно утверждать, что в этом возникла объективная потребность.

Многообразие текстов стало, по сути дела, новым социальным явлением, достойным внимания социолога. Другой причиной такого внимания стало осознание влияния этой информации на потребителя.

В первых теориях массовой коммуникации людская масса представлялась абсолютно беззащитной перед рупором пропагандистской машины. Не рассматривая в данном случае эволюцию, которую претерпела эта точка зрения с тех пор, отметим: она привела к осознанию того, что тексты массовой информации надо изучать, чтобы

а) знать, какой эффект они имеют;

б) знать, как создавать такие тексты, которые окажут на людей наибольший эффект.

Постепенно оттачивался особый инструментарий для исследования содержания прессы — ее количественный анализ. Используя математический аппарат, исследователи пытались с помощью различных формализованных процедур выйти на закономерности, тенденции информационного потока, выяснить намерения Коммуникатора при тиражировании информации и спрогнозировать возможные реакции на нее Аудитории.

Текст при таком подходе рассматривается в качестве объективированного (но опосредованного) отражения интересов, запросов сторон, участвующих в процессе коммуникации. Соответственно, анализ текста позволяет исследователю с той или иной долей уверенности судить о поведении участников общения, о проводимой ими политике.

В работе С. Кингсбери, X. Харта и А. Кларк спектр новостей в газете раскладывается по степени социального интереса для читателя, к которому эти новости апеллируют. С этой точки зрения все новости делятся на три группы:

- новости, затрагивающие чисто потребительские интересы читателя;

- новости, затрагивающие читателя как члена определенной социальной группы, более широкой общности, нации;

- сенсационные новости.

Авторы ставили задачу, взвесив долю каждой группы новостей, определить социальную ценность конкретной газеты.

Тематическую классификацию газет, предложенную в работе Уилли, использовал советский исследователь общественного мнения и прессы В. Кузьмичев в своем анализе двенадцати советских ежедневных газет.

Исследование выявило резкую разницу между содержанием советских и американских газет, о чем говорит таблица, приведенная Кузьмичевым в книге (табл. 1).

Тематика газет СССР и США

(в % ко всему объему проанализированных газет)

США

СССР

Политика

6

29

Экономика

5

36

Культура

13

11

Сенсации

5

3

Спорт

3

1

Персоналки

24

2

Мнения

7

5

Развлекательный материал

1

3

«Журнальный» материал (рассказы, мода, кулинария, фотографии)

33

9

Смесь

3

1

Разделение всей газетной площади на определенные тематические пласты, выяснение доли, которая приходится на каждый пласт, позволили авторам сделать выводы относительно газетной политики, т. е. попросту говоря, прокомментировать преобладание одних тематических пластов в ущерб другим.