Тема 4. Словообразовательные модели
Задание 1. Определите словообразовательный суффикс, производящую основу, производную основу и словообразовательное значение.
1. to drink-drinkable
2. fashion-fashionable
3. to describe-descriptive
4. elegance- elegant
5. machine-machinist
6. biology-biologist
7. Darwin-Darwinist
8. natural-naturalist
9. to disturb-disturbance
10. elegant-elegance
Задание 2 (оценка удовлетворительно). Выберите правильный вариант ответа.
1. Большой вклад в изучении конверсии английского языка внес … .
а) А.И. Смирницкий б) Ф. де Соссюр
2. Словообразовательная модель – тип … между словами, при котором одни слова выступают простыми, другие – сложными.
а) отношений б) производности
3. Словообразовательный анализ – установление … отношений.
а) производных б) производящих
4. Производные отношения бывают формальные и … .
а) семиотические б) семантические
5. Конверсия является … словообразованием.
а) семантическим б) формальным
6. Метафора является … словообразованием.
а) семантическим б) формальным
7. Вербализация и субстантивация – это разновидности …. .
а) конверсии б) расширения значения в) сужения значения
8. Аффиксация является … словообразованием.
а) семантическим б) формальным
9. Аббревиатура является … словообразованием.
а) семантическим б) формальным
10.Словосложение является … словообразованием.
а) семантическим б) формальным
11. Сложное сокращение является … словообразованием.
а) семантическим б) формальным
12. В английском языке … более самостоятельные форманты, чем … .
а) аффиксы, префиксы б) префиксы, аффиксы
13. Префикс стоит … словообразовательной основы и не сливается с ней.
а) после б) до
14. Префиксы возникают из … слов.
а) самостоятельных б) производных
15. Аффикс – это морфема, которая в своем развитии в языке приобрела … значение, присущее целому классу слов.
а) абстрактное б) конкретное
16. Аффиксы в словах graceful-gracious находятся в отношениях … .
а) синонимии б) омонимии
17. Слово black-eyed – пример … словосложения.
а) чистого б) смешанного
18. Глагольные композиты - … слова, состоящие из опорного слова и слова-модификатора.
а) сложные б) простые
19. Во всех языках наблюдается … сложносокращенных слов.
а) рост б) спад
20. Eurocom – пример …сокращенного слова.
а) сложно б) просто
21. Суффиксоид – корневая … , выступающая в функции суффикса.
а) морфема б) основа
22. Одним из … суффиксоидов в английском языке является challenged.
а) непродуктивных б) продуктивных
23. Аналогия - … универсалия.
а) речевая б) языковая
24. Аналогия устанавливает отношения между старым и новым … .
а) временем б) знанием
25. Аналогия обеспечивает коммуникативную пригодность языка и его … .
а) адекватность б) экономию
26. Апперцепция – участие известных масс … в образовании новых мыслей.
а) понятий б) представлений
27. Конверсия - … транспозиция.
а) аффиксальная б) безаффиксальная
28. При транспозитивной конверсии … когнитивное значение.
а) меняется б) не меняется
29. При словообразовательной конверсии … когнитивное значение.
а) меняется б) не меняется
30. Типологию словообразовательных моделей разрабатывала … .
а) Е.С. Кубрякова б) Г.Г. Ивлева
Задание 3 (оценка хорошо). Ответьте на вопросы (ФИО исследователей, используемые в ответе, писать полностью).
1. Что такое словообразовательная модель, словообразовательный анализ и в трудах каких ученых они находят отражение?
2. Назовите типы производных отношений.
3. Что такое морфема, формант, суффикс, префикс и аффикс?
4. Почему префиксы в английском языке более самостоятельны, чем суффиксы?
5. Какие виды словосложения вы знаете?
6. Что такое сращение? Приведите пример.
7. Приведите пример сложносокращенного слова и частотного в английском языке суффиксоида. Что такое суффиксоид?
8. Что такое аналогия? Каковы причины ее возникновения?
9. Что такое типология словообразовательных моделей? Кто ее создал?
10. Опишите три модели словообразования.
11. Опишите основной способ словообразования в английском языке.
12. Опишите два вида конверсии и приведите примеры.
13. Что такое апперцепция, что лежит в ее основе? Кто автор термина апперцепция?
14. Приведите примеры сужения, расширения значения и метафоры.
15. Приведите примеры вербализации, субстантивации и аббревиатуры.
Задание 4 (оценка отлично). Выполните задания, называя ФИО исследователей полностью и названия их работ.
Назовите различные модели производных отношений.
Опишите префикс как словообразовательный формант английского языка. Какая словообразовательная модель является типичной для английского языка?
Что такое аффиксация и словосложение? Приведите примеры.
Дайте определение, приведите пример и проведите анализ глагольного композита, сложносокращенного слова и суффиксоида в английском языке.
Что такое аналогия в словообразовании?
Опишите конверсию как основной способ словообразования в английском языке.
Что является основным понятием классического словообразования? Почему?
Литература по теме 4
Елена Самойловна Кубрякова
Кубрякова Е.С. Язык и знание. - М.: Рос. академия наук. Ин-т языкознания. — М.: Языки славянской культуры, 2004. — 560 c.
Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов / Под общей редакцией Кубряковой Е. С. . – М.: Филол. фак-т МГУ, 1996.
Кубрякова Е. С., Шахнарович А. М., Сахарный Л. В. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи / АН СССР. Ин-т языкознания; Отв. ред. Е. С. Кубрякова. — М.: Наука, 1991. — 239 с.
Е. С. Кубрякова, Ю. Г. Панкрац Морфология в описании языков. Издательство "НАУКА" Москва, 1983
Кубрякова Е.С. К построению типологии словообразовательных категорий: // Актуальные проблемы современного словообразования: Труды Международной научной конференции (г. Кемерово, 1-3 июля 2005 г.). – Томск, 2006. – С.90-96.
Кубрякова Е.С. О формах движения в языке и определении понятия языковых изменений II Общее языкознание. М., 1970.
Александр Иванович Смирницкий
Статьи
Некоторые замечания о принципах морфологического анализа основ // Доклады и сообщения филологического факультета МГУ. М., 1948, вып. 5, с. 21—26.
К вопросу о слове (проблема отдельности слова) // Вопросы теории и истории языка. М.: Изд-во АН СССР, 1952, с. 182—203.
Об особенностях обозначения направления движения в отдельных языках (к методике сопоставительного изучения языков) // Иностранные языки в школе, 1953, № 2, с. 3—12.
Так называемая конверсия и чередование звуков в английском языке // Иностранные языки в школе, 1953, № 5, с. 21—31.
К вопросу о слове (проблема тождества слова) // Труды института языкознания АН СССР. М., 1954, т. 4, с. 3—49.
Лексическое и грамматическое в слове // Вопросы грамматического строя. М.: АН СССР, 1955, с. 11—53.
Перфект и категория временной отнесенности. Состав перфектных форм. Значение перфекта // Иностранные языки в школе. 1955, № 1, с. 3—11; № 2, с. 15—29.
Аналитические формы // Вопросы языкознания, 1956, № 2, с. 41—52.
Книги и брошюры
Хрестоматия по истории английского языка с VII по XVII в. / Под ред. В. В. Пассека. М.: ИЛ, 1953.
Объективность существования языка: Материалы к курсам языкознания / Под ред. В. А. Звегинцева. М.: МГУ, 1954.
Сравнительно-исторический метод и определение языкового родства: Материалы к курсам языкознания / Под ред. В. А. Звегинцева. М.: МГУ, 1955.
Древнеанглийский язык / Под ред. В. В. Пассека. М.: ИЛ, 1955.
Лексикология английского языка / Под ред. В. В. Пассека. М.: ИЛ, 1956.
Синтаксис английского языка / Под ред. В. В. Пассека. М.: ИЛ, 1957.
Морфология английского языка / Под ред. В. В. Пассека. М.: ИЛ, 1959.
Лекции по истории английского языка / Под ред. О. А. Смирницкой. М.: Добросвет, 1998.
Смирницкий А. И. Синтаксис английского языка. Изд.2. УРСС. 2007.
Смирницкий А.И. К вопросу о слове (проблема "отдельности слова"). - В кн.: Вопросы теории и истории языка в свете трудов И.В.Сталина по языкознанию, М., 1952 Смирницкий А.И. К вопросу о слове (проблема "тождества слова"). - Труды Института языкознания АН СССР, т. 4, М., 1954 Смирницкий А.И. Лексическое и грамматическое в слове. - В кн.: Вопросы грамматического строя. М., 1955 Смирницкий А.И. Древнеанглийский язык. М., 1955 Смирницкий А.И. Лексикология английского языка. М., 1956 Смирницкий А.И. Синтаксис английского языка. М., 1957 Смирницкий А.И. Морфология английского языка. М., 1959
Смирницкий А.И. Синтаксис английского языка. М.: 1957 - 284с.
Литература
Смирницкий А.И. К вопросу о слове (проблема «отдельности слова»). – В кн.: Вопросы теории и истории языка в свете трудов И.В.Сталина по языкознанию, М., 1952
Смирницкий А.И. К вопросу о слове (проблема «тождества слова»). – Труды Института языкознания АН СССР, т. 4, М., 1954
Смирницкий А.И. Лексическое и грамматическое в слове. – В кн.: Вопросы грамматического строя. М., 1955
Смирницкий А.И. Древнеанглийский язык. М., 1955
Смирницкий А.И. Лексикология английского языка. М., 1956
Смирницкий А.И. Синтаксис английского языка. М., 1957
Смирницкий А.И. Морфология английского языка. М., 1959
Роберт Лиз
Р.Б. Лиз "Грамматика именного образования в английском языке", 1960;
Р.Б. Лиз Что такое трансформация. «Вопросы языкознания», 1961 №3.
Р. Б. Лиз О переформулировании трансформационных грамматик, «Вопросы языкознания», 1961, № 6.
Lees R. В. Rec.: Chomsky N. Syntactic structures, 1957 // Language, 1957. V. 33. № 3. Р. 375.
R. В. Lees. The grammar of English nominalizations // Исследования по структурной типологии. M.: «Наука», 1963.
Р. Лиз. Что такое трансформация? (англ.) // Вопросы языкознания. 1961, № 3.
Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 19: Проблемы современной ...www.biblioclub.ru/cats/main/book/39109/Сохраненная копия
Александр Афанасьевич Потебня
Потебня А.А. Мысль и язык. СПб., 1892
Потебня А.А. Из записок о русской грамматике, тт. 1–2. — Харьков, 1874; т. 3. — Харьков, 1899; т. 4. — М.–Л., 1941; т. 4, вып. 2. — М., 1977 (Переизд.: Т. 1–2 — М.: Учпедгиз, 1958; Т. 3 — М.: Просвещение, 1968);
Научно-образовательный портал "Лингвистика в России: ресурсы для ...uisrussia.msu.ru/linguist/_G_potebnya.jspСохраненная копия
Потебня А.А. Из записок по теории словесности. — Харьков, 1905;
Потебня А.А. О некоторых символах в славянской народной поэзии. — 2-е изд. — Харьков, 1914;
Потебня А.А. Из лекций по теории словесности. — 3-е изд. — Харьков, 1930;
Потебня А.А. Эстетика и поэтика. — М., 1976;
Потебня А.А. Слово и миф. — М.: Правда, 1989;
Потебня А.А. Теоретическая поэтика. — М.: Высш. шк., 1990;
Потебня А.А. О происхождении названий некоторых славянских языческих божеств / Публ. подгот. Афанасьева Н.Е., Франчук В.Ю. // Славянский и балканский фольклор. — М., 1989. — С. 254–267.
Потебня А.А. Мысль и язык // Потебня А.А. Слово и миф. — М.: Правда, 1989.
Потебня А.А. Психология поэтического и прозаического мышления // Потебня А.А. Слово и миф. — М., 1989. — С. 201–235.
Потебня А.А. Из лекций по теории словесности: Басня. Пословица. Поговорка // Потебня А.А. Теоретическая поэтика. — М.: Высш. шк., 1990.
Потебня А.А. Из записок по теории словесности. Фрагменты // Потебня А.А. Слово и миф: Теоретическая поэтика. — М.: Правда, 1989. — С. 249–252, 256–260.
Потебня А.А. О мифическом значении некоторых поверий и обрядов // Чтения в императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете. 1865 года . Кн. 2. - М., 1865. - 311 с.
Потебня А.А. Отзыв о сочинении А. Соболевского // Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. — СПб., 1896. — Т. I. Кн. 4. — С. 804–831. (Рец. на кн.: Соболевский А. Очерки из истории Русского языка. — Киев, 1884. — Ч. 1.)
Потебня А.А. Теоретическая поэтика. (pdf, 8 Мб.) — М.: Высш. шк., 1990. — С. 7–313.
- Тема 1. Словообразование и фразеология
- Тема 2. Комплексное представление словообразования
- Тема 3. Системность словообразования
- Тема 4. Словообразовательные модели
- Тема 5. Понятие производного слова
- Тема 6. Метафора и словообразование
- Тема 7. Семантическое словообразование
- Тема 8. Синтаксическое словообразование
- Тема 9. Словообразование и словарный состав языка
- Тема 10. Фразеология
- Тема 11. Идиоматика
- Тема 13. Лексикология как наука
- Тема 14. Понятие слова
- Тема 15. Свойства слова
- Тема 16. Номинативная функция слова
- Тема 17. Значение слова
- Тема 18. Структура значения слова
- Тема 19. Когнитивная семантика
- Тема 20. Синонимия в английском языке
- Тема 21. Соотношение лексики и грамматики
- Тема 22. Значение лексикологии как науки
- Тема 23. Лексикография