§2. Этапы подготовки и проведения деловой беседы
Выделим 3 этапа подготовки и проведения данного вида речевого общения
Докоммуникативный | Коммуникативный | Посткоммуникативный |
1.Планирование, оценка собеседников и обстановки | 1.Установление контакта | Анализ и письменная запись основных положений беседы |
2.Сбор материала | 2.Изложение и обоснование позиции |
|
3.Анализ и редактирование материала, подготовка тезисов | 3.Выяснение позиции собеседника |
|
| 4.Совместный анализ проблемы |
|
| 5.Принятие решений |
|
Подготовка к проведению беседы начинается с предварительных мероприятий. Необходим четкий план - программа действия. Следует определить тему и цели обсуждения, оценить будущих участников общения и обстановку. Надо разработать стратегию достижения целей и тактику ведения беседы.
Сбор материала - трудоемкое дело, но это важнейшая стадия работы по подготовке будущего контакта. Целесообразно сразу же дополнить собранные материалы собственными примечаниями, затем систематизировать информацию и написать тезисы.
Рассмотрим структуру коммуникативного этапа. В начале беседы надо установить контакт с собеседником, создать рабочую атмосферу, привлечь внимание и интерес партнера. При первых словах встречи желательно улыбаться, сказать несколько приятных слов личного характера, пошутить или использовать сравнение для краткого изложения ситуации. Правильное начало беседы предполагает указание ее целей, задач, объявление последовательности рассмотрения вопросов.
Сведения, с которыми вы хотите познакомить собеседников, надо представить кратко, точно и ясно, с указанием источников информации и подчеркиванием их надежности. Излагайте преимущества и последствия, вытекающие из приведенных фактов.
В конце беседы необходимо сделать выводы из основных положений, сформулировать четко и лаконично основные идеи. Опытные деловые люди советуют оставлять в запасе один сильный аргумент на тот случай, если собеседник в момент принятия решений начнет колебаться.
После окончания встречи делают письменную запись, фиксирующую цели, задачи, позиции сторон, достигнутые договоренности, вопросы. Указывают также дату и место проведения, продолжительность, фамилии, имена и отчества, должности присутствующих.
Целесообразно проанализировать беседу, используя следующую схему:
1.Какова тема и цель беседы?
2.Удалось ли в начале разрядить атмосферу, установить психологический контакт?
3.Насколько доказательно изложены позиции? Какие аргументы, методы убеждения используются?
4.Вопросы каких типов прозвучали?
5.Как оспариваются ошибочные суждения?
6.В какой форме выражаются отказы?
7.Отказываются ли собеседники от своих суждений, если аргументация оппонента оказывается более убедительной?
8.Кто делает обобщающий вывод?
9.Какие решения приняты?
10.Можно ли назвать речь участников общения правильной и хорошей?
11.Какие средства языковой адресации, «формулы» приветствия и прощания употреблены?
12.Соблюдены ли пространственные нормы делового общения?
13.Установлен ли визуальный контакт?
14.Какие жесты используются?
15.К какому типу относятся собеседники (по классификации П. Мицича)?
ВОПРОСЫ
1.Перечислите основные задачи деловой беседы.
2.Какими способами можно придать беседе доверительную тональность?
ЗАДАНИЯ
1.Разыграйте ситуацию. Вы - менеджер отдела по распространению учебной литературы. Убедите двоих собеседников стать вашими дилерами, учитывая, что одни из них - «почемучка», а другой - «трусишка». Ваша задача - поддержать «молчаливого». Попробуйте во время ответа на вопрос «разговорчивого» смотреть то на него, то на другого, неактивного собеседника.
Не забывайте о правиле: если слушающих больше, чем 2, не следует реагировать на речь, направленную не к вам.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Предраг М. Как проводить деловую беседу. - М. , 1987.
2.Шкатова Л. А. У вас деловая встреча // Русская речь, 1983, № 4.
3.Эрнест О. Слово представляю вам. - М. , 1988.
- Деловая риторика
- Удк 808.2
- §1.Риторика как наука и искусство.
- 1.Введение
- §1.Риторика как наука и искусство
- §2.Предмет, объект, цель изучения деловой риторики
- §3.Деловое общение и его виды
- Вопросы
- Задания
- Рекомендуемая литература
- 2.Язык, речь, речевая деятельность
- §1.Понятие о языке и речи
- §2.Виды речи
- §3.Речевая деятельность. Культура речевой деятельности
- §4.Виды речевой деятельности
- §5.Техника звучащей речи
- Задания
- 3.Текст как результат речевой деятельности
- §1.Понятие о тексте
- § 2.Типы текста
- §3.Композиция текста
- §4.Стили текста
- 4.Основы культуры речи
- §1.Понятие о литературном языке
- §2.Культура речи и речевая культура
- §3.Правильность речи
- §4.Коммуникативная целесообразность речи
- Риторические фигуры мысли
- §5.Речевой этикет
- 5.Публичное выступление в деловом общении
- §1. Этапы подготовки и проведения публичного выступления
- §2. Установление контакта с аудиторией
- §3 Поза, жесты, мимика оратора
- §4. Анализ ораторской речи
- §5. Типы ораторов
- §6. Доклад и речь как жанры делового общения
- §1. Типы речевых актов в деловом общении
- §2. Бизнес - аргументация. Методы убеждения собеседника
- §3. Психологические типы собеседников
- §4. Невербальные средства делового общения
- §5.Пространственные нормы делового общения
- 7.Деловой разговор и его виды.
- 8.Деловая беседа
- §1. Цель и задачи деловой беседы
- §2. Этапы подготовки и проведения деловой беседы
- 9.Переговоры
- §1. Цель и задачи переговоров
- §2. Этапы подготовки и проведения переговоров
- §1. Цели и задачи общения с представителями прессы
- §2. Этапы подготовки и проведения интервью
- §1. Этапы подготовки и проведения служебного телефонного разговора.
- §2. Техника речи разговора по телефону
- §3. Правила ведения делового телефонного разговора.
- §1. Дискуссия как вид спора
- §2. Этапы подготовки и проведения дискуссии
- §3. Правила ведения спора
- §4. Анализ дискуссии
- 13. Деловое совещание (собрание)
- §1. Совещание как вид организации делового общения группы
- §2. Этапы подготовки и проведения собрания
- §3. Протокол совещания