Основные условия, которых такой анализ требует.
1. При интересе исследователя к тем или иным характеристикам текстов, эти характеристики должны фиксироваться во всех избранных для исследования материалах, чем достигается объективность анализа. Кроме того, эти характеристики определяются программой КСИ столь ясно и однозначно, что два исследователя, работающие по одной методике с одним и тем же массивом текстов, приходят к одинаковому результату.
2. Как и при получении любого научного знания, требуется систематичность анализа объекта исследования; выбор сообщений для анализа должен основываться на формальных, обусловленных, беспристрастных признаках. Это требование позволяет избежать подтасовки фактов.
3. Как и в любом другом социологическом исследовании, в контент-анализе нужна научная строгость, которая подразумевает обязательное соблюдение этапов исследования с набором требований, предъявляемых каждому из них.
4. Для распространения выводов, полученных на основании анализа ряда материалов, на весь массив информации, этот ряд должен отвечать требованиям репрезентативности.
5. В этот ряд характеристик входит и само понятие количественного анализа: частота употребления тех или иных его элементов, абсолютные и относительные весовые соотношения различных характеристик текста.
В 1927 г. Лассвелл выпустил в свет книгу «Техника пропаганды в Первую мировую войну». Автор поставил задачей проанализировать, какими социальными моделями поведения манипулирует пропаганда воюющих стран.
Анализу подверглись многие из возможных каналов пропаганды Америки, Англии, Франции и Германии: газеты, централизованные выпуски бюллетеней информагентств, материалы в журналах, тексты проповедей и т. д.
Автор обнаружил преобладание следующих утверждений: «мы» защищаемся, «враг» — коварный агрессор; «враг» разрушил райское благоденствие и поэтому должен быть уничтожен; «мы» победим, «враг» будет уничтожен. В итоге базисные цели пропаганды воюющих стран выглядели так: возбудить ненависть к врагу, крепить дружбу с союзниками, укреплять дружественные отношения с нейтральными странами, деморализовать противника.
В одной из последних работ самого Лассвелла содержится мысль, что социальные трансформации в обществах неизбежно находят свое отражение в текстах СМИ и, соответственно, могут быть зафиксированы.
Приведем пример. Когда исследователи задумываются об истоках расовой дискриминации в США, они все более приходят к выводу, что это «доморощенный» продукт. Б. Берельсон и П. Сальтер проанализировали беллетристику из восьми самых популярных американских изданий в период с 1937 по 1943 гг. По данным этого исследования, представители национальных меньшинств в рассказах в сравнении с «настоящими» американцами значительно реже выступали в качестве «героев», а изображение их чаще всего носило негативную, снижающую окраску. Они имели низкий социальный и экономический уровень жизни, часто были замешаны в незаконных, «темных» аферах. Они чаще действовали из материальных побуждений, чем «настоящие» американцы. Таким образом, в целом в этих историях представители национальных меньшинств и характеризовались хуже, чаще находились в состоянии подчинения, чем «истинные» американцы. Чем ближе фигура к стереотипу американца, тем в большем количестве случаев она изображается как приличная, благородная, зажиточная, почетная.
Итак, главная теоретическая особенность метода в том, что текст в ходе анализа воспринимается в качестве объективированного отражения намерений субъектов, общающихся друг с другом, в случае массовой коммуникации — Коммуникатора и Аудитории.
- 2. Социологические исследования содержания коммуникации.
- Часть 1.
- 1. Изучение текстов как общегуманитарная задача.
- Тексты смк как предмет для изучения
- 2. Социологический анализ содержания как процедура измерения
- Основные условия, которых такой анализ требует.
- 3. Текст как показатель намерений Коммуникатора: эмпирические свидетельства
- 4. Исследование прессы как динамического ряда
- 5. Анализ рекламы
- 6. Возможности прогноза информированности Аудитории
- 7. Контент-анализ кино, радио и телевидения
- Контент-анализ радио и телевидения
- 8. Контент-анализ комиксов и музыкальной культуры