§ 2.Типы текста
Столетия развития языка, мышления выработали наиболее экспрессивные, экономные и точные способы, схемы, словесные структуры для решения задач, которые ставит перед собой говорящий. Поэтому издавна выделяют такие компоненты монологической речи, как описание, повествование, рассуждение, которые в лингвистике принято называть функционально - смысловыми типами текста, что подчеркивает их зависимость от цели и содержания высказывания. Это деление, восходящее еще к риторикам X1X века, является условным. На практике, в выступлении типы текста чередуются, придавая речи разнообразие. Описание раскрывает признаки предмета, его временные характеристики или постоянные свойства, качества, состояния. Текст этого типа как бы отвечает на вопрос: «Какой предмет?» Чаще всего описание - это статическая картина, предстающая одномоментно. Разновидностью описания в официально - деловой речи выступает характеристика, частным случаем которой считается техническое описание.
Повествование раскрывает тесно связанные между собой события, явления, действия как объективно происходившие в прошлом. Данный тип текста представляет мир в динамике: «Что произошло?»
Рассуждение имеет целью исследовать предметы или явления, раскрыть их внутренние признаки путем аргументации, установления причинно - следственных отношений. С логической точки зрения рассуждение - это цепь умозаключений демонстрация на какую-нибудь тему, изложенных в последовательной форме. Такое раскрытие мира в его причинно - следственных связях - это ответ на вопрос: «Почему?» Вариантом рассуждения считают определение и объяснение, бытующие в научных текстах, в языке массовой коммуникации.
Логика мышления требует, чтобы в любом рассуждении содержались части: тезис - утверждение, которое надо доказать; обоснование высказанной мысли при помощи доводов, доказательств. Структуру дедуктивного и индуктивного размышлений можно представить графически:
1.Дедуктивное
ТЕЗИС Аргументы Вывод
2.Индуктивное
АРГУМЕНТЫ ДЕМОНСТРАЦИЯ ТЕЗИС
Совокупность аргументов - положений, истинность которых проверена и доказана практикой - называется аргументацией.
Аргументы делят на 2 вида:
1.Аргументы к существу дела. Это факты, устанавливаемые путем наблюдения, опыта, цифровой или статистический материал, документы, доказанные положения и т. д.
2.Аргументы к человеку. Это ссылка на высказывания, мнения авторитетных людей: ученых, писателей, общественных деятелей, специалистов; расточение похвал, привлечение внимания к достоинствам и недостаткам, вкусам оппонента; возбуждение в другой стороне жалости и сочувствия.
Аргументы первого вида нацелены на то, чтобы доказать, т. е. установить истинность тезиса, а второго - на то, чтобы убедить - сделать слушателей единомышленниками, вселить уверенность, что истинность тезиса доказана. Основа убедительности речи - ее доказательность, но важную роль играет риторическое мастерство: пафос, манеры, голос и т. д.
- Деловая риторика
- Удк 808.2
- §1.Риторика как наука и искусство.
- 1.Введение
- §1.Риторика как наука и искусство
- §2.Предмет, объект, цель изучения деловой риторики
- §3.Деловое общение и его виды
- Вопросы
- Задания
- Рекомендуемая литература
- 2.Язык, речь, речевая деятельность
- §1.Понятие о языке и речи
- §2.Виды речи
- §3.Речевая деятельность. Культура речевой деятельности
- §4.Виды речевой деятельности
- §5.Техника звучащей речи
- Задания
- 3.Текст как результат речевой деятельности
- §1.Понятие о тексте
- § 2.Типы текста
- §3.Композиция текста
- §4.Стили текста
- 4.Основы культуры речи
- §1.Понятие о литературном языке
- §2.Культура речи и речевая культура
- §3.Правильность речи
- §4.Коммуникативная целесообразность речи
- Риторические фигуры мысли
- §5.Речевой этикет
- 5.Публичное выступление в деловом общении
- §1. Этапы подготовки и проведения публичного выступления
- §2. Установление контакта с аудиторией
- §3 Поза, жесты, мимика оратора
- §4. Анализ ораторской речи
- §5. Типы ораторов
- §6. Доклад и речь как жанры делового общения
- §1. Типы речевых актов в деловом общении
- §2. Бизнес - аргументация. Методы убеждения собеседника
- §3. Психологические типы собеседников
- §4. Невербальные средства делового общения
- §5.Пространственные нормы делового общения
- 7.Деловой разговор и его виды.
- 8.Деловая беседа
- §1. Цель и задачи деловой беседы
- §2. Этапы подготовки и проведения деловой беседы
- 9.Переговоры
- §1. Цель и задачи переговоров
- §2. Этапы подготовки и проведения переговоров
- §1. Цели и задачи общения с представителями прессы
- §2. Этапы подготовки и проведения интервью
- §1. Этапы подготовки и проведения служебного телефонного разговора.
- §2. Техника речи разговора по телефону
- §3. Правила ведения делового телефонного разговора.
- §1. Дискуссия как вид спора
- §2. Этапы подготовки и проведения дискуссии
- §3. Правила ведения спора
- §4. Анализ дискуссии
- 13. Деловое совещание (собрание)
- §1. Совещание как вид организации делового общения группы
- §2. Этапы подготовки и проведения собрания
- §3. Протокол совещания