Образование причастий
Действительное причастие | Страдательное причастие | ||||
наст. времени от О.Н.В. | пр. времени от О.И. | наст. времени от О.Н.В. | пр. времени от О.И. | ||
несов. | сов. и несов. | несов. | сов. и несов. | ||
перех. и неперех. | перех. и неперех. | перех. | перех. | ||
I спр. | II спр. | -ш-; -вш- | I спр. | II спр. | -нн- от о.и. на –а,-я -енн- от о.и. на –и, сог. -т- от непродукт. классов |
-ущ- -ющ- | -ащ- -ящ- | -ом- -ем- | -им- | ||
Это формы ст/сл. по происхождению. Ср. исконно русские: горячий, стоячий, трескучий, колючий, висячий, лежачий |
| избираемый, составляемый, возглавляемый, анализируемый… От этих форм следует отличать прилагательные на –мый с приставкой не-. Они образованы от непереходных гл. (несгораемый, непобедимый, неуязвимый, непроходимый…) |
Образуйте все возможные формы причастий от приведенных ниже глаголов и внесите их в таблицу. У каждого причастия выделите формообразующую основу и суффикс. Объясните, как зависит количество причастных форм у одного глагола от его вида и переходности.
Выносить, вынести, грузить, погрузить, погрузиться, погружаться, завинтить, завинчивать, исследовать, кружить, кружиться, мучиться, обжечь, обжечься, обжигать, обжигаться, простудить, простудиться, простужать, простужаться, согнуть, согнуться, сгибать, сгибаться, трогать, тронуть.
Глагол | Вид | Перех. | Причастия | |||
|
|
| настоящего времени | прошедшего времени | ||
действ. | страдат. | действ. | страдат. | |||
|
|
|
|
Адъективация причастий– переход причастий в прилагательные, когда глагольные признаки уходят на второй план или вообще утрачиваются, и форма приобретает качественное значение. Адъективации способствует утрата зависимого слова:покрашенный(прич., действие на первом плане, есть субъект) рабочим забор; покрашенный (прилаг., знач. действие уходит, только качество)забор.Возникает возможность синонимических замен:выжженная огнем земля (прич.),выжженная земля(прил.:сухая, безжизненная…). Связана с развитием переносного значения (бреющий полет, цветущий вид). Чаще адъективируются страд. прич. пр.вр. (от гл. несов. вид.):сушеный, крашеный, копченый… Остальные редко.
Субстантивация причастий – переход в существительные. Очень продуктивный процесс. Чаще: действ. прич., если они обозначают лицо:командующий, говорящий, учащиеся…
Причастие – это форма книжной речи.
Схема разбора причастия
Словоформа в контексте.
Неспрягаемая форма глагола … (вид гл.) – причастие.
Начальная форма прич. (И. п., ед. ч., м. р.)
От какой глагольной основы и с помощью каких суффиксов образовано.
Вид причастия.
Залог (Д. / С.), показатель залога (суф.).
Время (н. / п.), показатель времени (суф.).
Полная или краткая форма.
Число.
Род.
Падеж (для полной формы).
Синтаксическая функция.
Разобрать все причастные формы.
Одет он был в вылинявшую рубашку. Опять увенчаны мы славой. Люди тайги сдержанны. Это было совершенно непреодолимое препятствие. Эвакуировали только раненых.
Кругом расстилались занесенные снегом поля. Я встретил поэта, любившего жизнь и людей. Наконец подали охлаждённые напитки. Танцующие заняли всю площадь.
- Глагол Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Морфологическая парадигма глагола
- Две основы глагола
- 1. Определите форму глагола, выделите ее показатель.
- 2. Определите у данных глаголов основу инфинитива и о.Н.Вр.
- Классы глагола
- 5 Основных продуктивных классов
- 4 Кл. Относится ко iIспр., а все остальные – кIспр. Непродуктивные классы
- 1. Определите класс глагола:
- Спряжение в узком смысле
- Категория вида
- Способы образования глаголов совершенного / несовершенного вида
- 1. Определите вид глагола, способ образования вида (от какого глагола образовался) и показатель вида.
- Видовая пара
- 2. Подчеркните пары, в которых глаголы являются соотносимыми по виду, определите способ образования вида и выделите показатель вида.
- 3. В каждом ряду найдите видовую(-ые) пару (-ы), укажите способ образования вида и показатель вида.
- 3. Докажите, что данные глаголы являются одновидовыми. Определите способ глагольного действия.
- Переходность и залог
- 3 Вида залога
- Наклонение глагола
- 2. Найдите глагольные формы и определите, имеют ли они наклонение (какое).
- 3. Сделайте морфологический разбор глагола хотел бы.
- 4. Найдите глагольные формы и определите, имеют ли они наклонение (какое), выделите показатель.
- Неспрягаемые формы глагола Причастие
- Образование причастий
- Деепричастие
- Образование деепричастий
- Наречие
- Слова категории состояния (безличнопредикативные слова, предикативы)
- Слова категории состояния (скс)
- Модальные слова
- Служебные части речи
- Предлоги
- Частицы