Фигуры эмоционального воздействия на слушателей
Существуют для того, чтобы, воздействуя на чувства слушателей, привлечь их на свою сторону. Фигуры позволяют имитировать чувства и переживания оратора: гнев, радость, страх, удивление и др.
Обращение – оратор прерывает свою мысль, чтобы обратиться к присутствующим или отсутствующим, живым или мертвым, к неодушевленным предметам. Фигура, изобретенная античнымаи ораторами, часто сочеталась у них с олицетворением.
«Итак, Туберон, перед тобой подсудимый». (Цицерон)
«Так, господа! Страстности было много в этом деле!» (Ф. Плевако)
Риторическое восклицание — особо эмоциональное утверждение или отрицание с целью привлечь внимание аудитории, побудить ее разделить мнение оратора.
«О времена! О нравы!» (Цицерон)
«И вдруг внезапная мысль, как молния, сверкнувшая в уме Засулич: «О, я сама! Нужен крик, в моей груди достанет воздуха, чтобы издать этот крик». (П. Александров. Речь по делу Веры Засулич)
Градация — такое расположение слов, при котором каждое последующее превосходит предыдущее по интенсивности.
«Доколе ты, Катилина, будешь злоупотреблять нашим терпением? Как долго еще ты, в своем бешенстве, будешь издеваться над нами? До каких пределов ты будешь кичиться своей дерзостью, не знающей узды?» (Цицерон. Речь против Катилины).
Умолчание – фигура, когда оратор, не закончив мысль, переходит к другой, но слушатели понимают, о чем намеренно умалчивается.
«Много ли в нем чистосердечия – это мы увидим…» (Ф. Н. Плевако. Речь в защиту Кострубо-Корицкого).
«…схватил жену за руку, потащил в кабинет – и оттуда, у самых дверей, раздался ее отчаянный крик… В несколько секунд все было кончено». (С. Андреевский. Речь по делу Андреева)
Желание – фигура состоит в том, что оратор высказывает намерение что-то сказать или сделать.
«Я не хочу обвинять ее, но я должен обличить ее ложь». (Ф. Н. Плевако. Речь в защиту Кострубо-Корицкого).
Приемы, по которым слушатели могут заключить, что оратор говорит без подготовки:
Оговорка и исправление;
Поиски якобы потерянной мысли;
Притворное незнание чего-либо.
Подобные приемы повышают значимость сказанного, помогают наладить контакт с аудиторией, обратить на какое-либо высказывание особое внимание.
- Стилистика русского языка и культура речи риторика Учебное пособие
- Содержание
- Введение
- Тема 1. История риторики Риторика в Древней Греции
- Риторика в Древнем Риме
- Традиции красноречия в России
- Основные роды и виды красноречия
- Тема 3. Цели и виды речи Информирующая речь
- Аргументирующая (убеждающая) речь
- Эпидейктическая (торжественная) речь
- Тема 4. Классический риторический канон и современное публичное выступление
- Инвеция
- Диспозиция
- Вступление к речи
- Типы вступлений
- Заключение речи
- Элокуция. Риторические тропы и фигуры
- Риторические тропы
- Риторические фигуры
- Фигуры мысли
- Фигуры украшения
- Фигуры эмоционального воздействия на слушателей
- Фигуры последовательностей
- Тема 5. Культура полемической речи
- Спор: понятие и определение
- Типология споров
- Культура спора
- Структура доказательства
- Типы аргументов
- Способы доказательства
- Полемические приемы
- Полемические уловки
- Психологические уловки
- Литература