logo search
Учебное пособие

Фигуры украшения

Сермоцинацио (цитирование) — это «прямая речь» в ткани устной монологической речи (выступления), но не любая, а выдуманная, додуманная или в обработанной форме восстановленная оратором.

Что же любить? Любить не для того, кого любишь, не для себя, а для любви. Стоит понять это, и сразу уничтожится все зло человеческой жизни и становится ясным и радостным смысл ее. «Да, это хорошо бы было. Чего же лучше, — скажут люди. — Хорошо бы было любить и жить для любви, если бы все так жили. А то я буду жить для любви, отдавать все другому, а другие будут жить для себя; что же будет со мной?». (Л.Н. Толстой. «Обращение к юношеству»)

Вот что писал П. Сергеич о фигуре сермоцинацио: «Этот прием незаменим как выражение нравственной оценки поступков человека».

Картина – прием, с помощью которого все, сказанное оратором, представляется как бы происходящим на глазах у слушателей, тем самым достигается наглядность в изображении событий. Картина создается с помощью имеющихся фактических данных.

«Тогда Андреев быстрым движение сбросил с себя пальто, со словами: «Долго ли ты будешь оскорблять нас?» - схватил жену за руку, потащил в кабинет и оттуда, у самых дверей, раздался ее сдавленный крик». (Андреевский С.А. Речь по делу Андреева).

Параллель – предполагает сравнивание двух людей, их внешности, характеров, особенностей поведения. Позволяет ярче показать сходство или противоположность героев речи.

В основе параллели лежит антитеза — оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия.

«Сравните нынешнее состояние мира с тогдашней войной… Сравните Вереса с Марцеллом, не для того, чтобы сопоставить их как человека с человеком, а чтобы сравнить мир с войной». (Цицерон. Речь против Гая Вереса).