§3. Психологические типы собеседников
П. Мицич в книге «Как проводить деловые беседы» (М. , 1983) приводит классификацию возможных типов собеседников и соответствующие варианты поведения.
«Вздорный человек («нигилист»). В ходе разговора он нетерпелив, несдержан и возбужден, часто выходит за профессиональные рамки беседы. По отношению к нему следует всегда оставаться хладнокровным и компетентным; по возможности формулировать решения его словами; выяснить причины его негативной позиции, попытаться привлечь на свою сторону. В экстремальных случаях можно приостановить разговор, подождать, когда «вздорный человек» остынет
«Позитивный человек» может сам оказать поддержку и помощь в трудных, спорных вопросах и ситуациях.
«Всезнайка» обо всем имеет свое мнение, всегда требует слова, считает свои знания единственно верными. Надо во время разговора напоминать ему, что другие тоже хотят высказаться, задавать ему сложные специальные «учительские» вопросы. «Всезнайка» успешно может формулировать промежуточные заключения.
«Болтун» часто бестактно и без всякой видимой причины прерывает ход беседы, не обращая внимания на бесполезно потраченное время. Следует тактично остановить «болтуна», если он начинает отклоняться от темы.
«Трусишка» не уверен в себе, он охотно промолчит, боясь сказать что - нибудь такое, что, по его мнению, может выглядеть глупо. «Трусишке» надо помогать формулировать мысли, задавать несложные информативные вопросы, обращаться к нему с предложением пояснить свое замечание.
«Хладнокровный» (неприступный) собеседник замкнут, часто чувствует себя вне темы и ситуации общения, незаинтересованный. Любым способом необходимо выяснить причины такого его поведения, увлечь информацией.
«Незаинтересованный» человек вообще не склонен рассматривать данную проблему. Надо задавать ему вопросы информативного характера, придать диалогу привлекательную форму, учесть его интересы.
«Важная птица» не выносит критики, обладает большим самомнением. Этому собеседнику нельзя позволять разыгрывать роль гостя, в диалоге с ним лучше использовать метод «да - но».
«Почемучка» задает много вопросов, независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманны. Отвечать на его вопросы надо сразу или признать его правоту, или переадресовывать вопросы ему самому.
- Деловая риторика
- Удк 808.2
- §1.Риторика как наука и искусство.
- 1.Введение
- §1.Риторика как наука и искусство
- §2.Предмет, объект, цель изучения деловой риторики
- §3.Деловое общение и его виды
- Вопросы
- Задания
- Рекомендуемая литература
- 2.Язык, речь, речевая деятельность
- §1.Понятие о языке и речи
- §2.Виды речи
- §3.Речевая деятельность. Культура речевой деятельности
- §4.Виды речевой деятельности
- §5.Техника звучащей речи
- Задания
- 3.Текст как результат речевой деятельности
- §1.Понятие о тексте
- § 2.Типы текста
- §3.Композиция текста
- §4.Стили текста
- 4.Основы культуры речи
- §1.Понятие о литературном языке
- §2.Культура речи и речевая культура
- §3.Правильность речи
- §4.Коммуникативная целесообразность речи
- Риторические фигуры мысли
- §5.Речевой этикет
- 5.Публичное выступление в деловом общении
- §1. Этапы подготовки и проведения публичного выступления
- §2. Установление контакта с аудиторией
- §3 Поза, жесты, мимика оратора
- §4. Анализ ораторской речи
- §5. Типы ораторов
- §6. Доклад и речь как жанры делового общения
- §1. Типы речевых актов в деловом общении
- §2. Бизнес - аргументация. Методы убеждения собеседника
- §3. Психологические типы собеседников
- §4. Невербальные средства делового общения
- §5.Пространственные нормы делового общения
- 7.Деловой разговор и его виды.
- 8.Деловая беседа
- §1. Цель и задачи деловой беседы
- §2. Этапы подготовки и проведения деловой беседы
- 9.Переговоры
- §1. Цель и задачи переговоров
- §2. Этапы подготовки и проведения переговоров
- §1. Цели и задачи общения с представителями прессы
- §2. Этапы подготовки и проведения интервью
- §1. Этапы подготовки и проведения служебного телефонного разговора.
- §2. Техника речи разговора по телефону
- §3. Правила ведения делового телефонного разговора.
- §1. Дискуссия как вид спора
- §2. Этапы подготовки и проведения дискуссии
- §3. Правила ведения спора
- §4. Анализ дискуссии
- 13. Деловое совещание (собрание)
- §1. Совещание как вид организации делового общения группы
- §2. Этапы подготовки и проведения собрания
- §3. Протокол совещания