Введение
Состояние современного общества характеризуется интенсивным развитием речевых коммуникаций, что требует от каждого члена общества активных речевых действий и умения говорить правильно и убедительно. Особенно риторические компетенции важны в профессиональных сферах, связанных с постоянным межличностным общением, к которым относятся преподавательская деятельность, журналистика, связи с общественностью и др.
Толковые словари определяют риторику как науку и искусство красноречия, убеждения словом. Так, в Словаре русского языка С.И. Ожегова дается следующее определение риторики:
Теория ораторского искусства.
Напыщенная и бессодержательная речь (перен.).
Первое известное определение риторики было дано в Древней Греции, где ее описывали «как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Такой взгляд на риторику как науку о формах и методах речевого воздействия на аудиторию разрабатывался и последовательно излагался в трактатах греческих риторов. Другой подход дает нам римская традиция, считавшая риторику наукой о «хорошей речи», причем в это определение вкладывалось как требование убедительности речи, так и внимание к выражению, к словесному оформлению.
Современная риторика расширила сферу влияния, охватив разнообразные области общения — публичного, официального, научного и делового, как устного, так и письменного. Сегодня риторика представляет собой науку, а также образовательную дисциплину, помогающую научиться правильно выражать свои мысли, воздействовать на аудиторию при помощи речи. Именно с таких позиций дает определение риторики А.К. Авеличев: «Риторика — это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом особенностей последней и в целях получения желаемого эффекта».
Риторика как наука пользуется открытиями и достижениями многих наук, опирается на систему категорий таких наук, как лингвистика, философия, логика, психология, этика и др.
Риторика подразделяется на общую и частную. К общей риторике относятся общие принципы построения речи, которые не зависят от того, в какой сфере оратор выступает с речью. Частные риторики касаются специфики употребления этих общих принципов в определенной сфере общения.
Таким образом, в системе профессионального образования необходимо изучать не только основные положения общей риторики, но и соответствующую частную риторику, т. е. сосредоточиться на специфике создания речи в определенной профессиональной сфере (к примеру, журналистики, связей с общественностью, юриспруденции и пр.), изучить систему соответствующих жанров речи и указать особенности построения каждого из них.
- Стилистика русского языка и культура речи риторика Учебное пособие
- Содержание
- Введение
- Тема 1. История риторики Риторика в Древней Греции
- Риторика в Древнем Риме
- Традиции красноречия в России
- Основные роды и виды красноречия
- Тема 3. Цели и виды речи Информирующая речь
- Аргументирующая (убеждающая) речь
- Эпидейктическая (торжественная) речь
- Тема 4. Классический риторический канон и современное публичное выступление
- Инвеция
- Диспозиция
- Вступление к речи
- Типы вступлений
- Заключение речи
- Элокуция. Риторические тропы и фигуры
- Риторические тропы
- Риторические фигуры
- Фигуры мысли
- Фигуры украшения
- Фигуры эмоционального воздействия на слушателей
- Фигуры последовательностей
- Тема 5. Культура полемической речи
- Спор: понятие и определение
- Типология споров
- Культура спора
- Структура доказательства
- Типы аргументов
- Способы доказательства
- Полемические приемы
- Полемические уловки
- Психологические уловки
- Литература