§2. Этапы подготовки и проведения интервью
К этапам данного вида общения относим:
Докоммуникативный | Коммуникативный | Посткоммуникативный |
1.Определение (совместно с интервьюером, круга проблем разговора | 1.Приветствие. Установление контакта. | Анализ интервью. |
2.Подготовка ответов на предполагаемые вопросы. | 2.Ответы на вопросы интервьюера. |
|
3.Изучение информации о журналисте, с которым предстоит встреча. | 3.Прощание, благодарность за внимание и интересные вопросы. |
|
Перед интервью спросите у корреспондента перечень основных проблем, вопросов, которые его преимущественно интересуют, обратите его внимание на ключевые моменты, которых хотите коснуться во время разговора. Следует продумать наиболее вероятные вопросы и заранее подготовить на них профессионально грамотные и по возможности краткие ответы. Запомните фамилию, имя и отчество интервьюера, постарайтесь узнать информацию об этом человеке: образование, темы, которыми занимается, опыт работы, характер. Если репортер убедится, что вы являетесь авторитетным специалистом в данной области деятельности, то он будет воспринимать вас как ценный источник информации и обращаться к вам постоянно. Поэтому важно произвести на журналиста благоприятное впечатление.
В процессе интервью надо придерживаться следующих правил:
1)Поздоровавшись с интервьюером, не суетитесь, ведите себя спокойно, непринужденно.
2)Обязательно смотрите собеседнику в глаза, отвечайте на вопросы уверенно, оптимистично.
3)Отвечая на вопросы, не уклоняйтесь от темы. Остерегайтесь двусмысленных толкований вашей точки зрения. Избегайте ответов типа «да» или «нет», но не будьте слишком многословны. Если вы не знаете ответа на вопрос, так прямо об этом и скажите.
Некоторые репортеры нарушают законы жанра, включают в формулировку вопроса свою личную точку зрения. В подобной ситуации надо стараться донести до аудитории то, что вы хотели сказать, проложите путь к важным для вас темам.
4)Не бойтесь проявлять инициативу, даже «развернуть» беседу в нужном для Вас направлении.
5)Не оспаривайте в деталях ошибочного утверждения - перечислите правильные факты.
6)Когда в первый раз упоминаете вашу организацию - сообщите ее полное название. После этого можно использовать аббревиатуру.
7)Постарайтесь произнести что-нибудь запоминающееся, а также характеризующее вас как человека, не лишенного чувства юмора, остроумия.
8)Завершая интервью, поблагодарите журналиста за интерес к вашей фирме и к вам лично, за актуальные, содержательные вопросы.
После разговора проанализируйте для себя, какие вопросы вам задавали и почему, а также свои ответы, реакцию на них интервьюера:
1.Какие темы и подтемы затрагивает репортер?
2.Какие цели преследуют собеседники?
3.Связаны ли вопросы интервьюера друг с другом по смыслу?
4.Учитываются ли ответы при постановке новых вопросов?
5.Не стремится ли журналист в первую очередь высказать собственные суждения?
6.Проявляет ли интервьюируемый инициативу?
7.Не уклоняется ли он от ответов на вопросы?
8.Какие дает ответы (краткие, полные, доказательные)?
9.Как оспариваются ошибочные утверждения?
10.Прозвучало ли в интервью что-либо запоминающееся, афористичное, шутливое?
11.Является ли стиль интервью деловым и оптимистичным?
ВОПРОСЫ
1.Почему необходим поиск, установление постоянных связей с репортерами, компетентными в вашей сфере?
2.Трудно ли отвечать на «сложные» вопросы, состоящие из 3-4 частей? Уместны ли они в интервью?
3.Как чувствовать себя комфортно при общении с представителями прессы?
ЗАДАНИЯ
1.Сделайте письменный анализ радио - или телеинтервью по схеме.
2.Организуйте ролевую игру. Вы - директор «Дома моды». Побеседуйте с «журналистом», предварительно написав для него вопросы, на которые будете отвечать.
3.Пригласите корреспондента газеты, радио или телевидения и расскажите ему о вашем вузе, о студенческой жизни.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Браун Л. Имидж - путь к успеху. - СПб, 1996.
2.Денисон Д. , Тоби Л. Учебник по рекламе. - Минск, 1996.
СЛУЖЕБНЫЙ ТЕЛЕФОННЫЙ РАЗГОВОР
- Деловая риторика
- Удк 808.2
- §1.Риторика как наука и искусство.
- 1.Введение
- §1.Риторика как наука и искусство
- §2.Предмет, объект, цель изучения деловой риторики
- §3.Деловое общение и его виды
- Вопросы
- Задания
- Рекомендуемая литература
- 2.Язык, речь, речевая деятельность
- §1.Понятие о языке и речи
- §2.Виды речи
- §3.Речевая деятельность. Культура речевой деятельности
- §4.Виды речевой деятельности
- §5.Техника звучащей речи
- Задания
- 3.Текст как результат речевой деятельности
- §1.Понятие о тексте
- § 2.Типы текста
- §3.Композиция текста
- §4.Стили текста
- 4.Основы культуры речи
- §1.Понятие о литературном языке
- §2.Культура речи и речевая культура
- §3.Правильность речи
- §4.Коммуникативная целесообразность речи
- Риторические фигуры мысли
- §5.Речевой этикет
- 5.Публичное выступление в деловом общении
- §1. Этапы подготовки и проведения публичного выступления
- §2. Установление контакта с аудиторией
- §3 Поза, жесты, мимика оратора
- §4. Анализ ораторской речи
- §5. Типы ораторов
- §6. Доклад и речь как жанры делового общения
- §1. Типы речевых актов в деловом общении
- §2. Бизнес - аргументация. Методы убеждения собеседника
- §3. Психологические типы собеседников
- §4. Невербальные средства делового общения
- §5.Пространственные нормы делового общения
- 7.Деловой разговор и его виды.
- 8.Деловая беседа
- §1. Цель и задачи деловой беседы
- §2. Этапы подготовки и проведения деловой беседы
- 9.Переговоры
- §1. Цель и задачи переговоров
- §2. Этапы подготовки и проведения переговоров
- §1. Цели и задачи общения с представителями прессы
- §2. Этапы подготовки и проведения интервью
- §1. Этапы подготовки и проведения служебного телефонного разговора.
- §2. Техника речи разговора по телефону
- §3. Правила ведения делового телефонного разговора.
- §1. Дискуссия как вид спора
- §2. Этапы подготовки и проведения дискуссии
- §3. Правила ведения спора
- §4. Анализ дискуссии
- 13. Деловое совещание (собрание)
- §1. Совещание как вид организации делового общения группы
- §2. Этапы подготовки и проведения собрания
- §3. Протокол совещания